Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
До народной власти в Белоруссии еще далеко

Лучшее, на что могут надеяться белорусы, это то, что выборы пройдут в два этапа

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белоруссия является аномалией Восточной Европы, как, возможно, единственная страна, практически не затронутая посткоммунистическими реформами. В отличие от других государств региона, которые страстно желали избавиться от влияния России, режим г-на Лукашенко стремился к созданию экономического и политического союза с большим братом. Тем временем, Белоруссия чахла в застое и бедности социалистического государства, а основополагающие рыночные механизмы не были созданы.

Белорусский президент Александр Лукашенко известен своими конфликтами. Его военно-воздушные силы сбили воздушный шар, залетевший в 1995 году во время соревнований в воздушное пространство Белоруссии, в результате погибли два американских воздухоплавателя. Его эскапады в 1998 году, когда двадцать два посла были выгнаны из своих резиденций в пригороде Минска, привели к тому, что он был однозначно занесен международным сообществом в черную записную книжку изгоев.

Президентскими выборами 9 сентября г-н Лукашенко скорее всего запятнает свой послужной список еще раз. Власти на протяжении многих месяцев зажимают оппозицию и свободную прессу. Наблюдателям за выборами из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе неоднократно отказывалось в визах, и существуют опасения в возможности фальсификаций.

Белоруссия является аномалией Восточной Европы, как, возможно, единственная страна, практически не затронутая посткоммунистическими реформами. В отличие от других государств региона, которые страстно желали избавиться от влияния России, режим г-на Лукашенко стремился к созданию экономического и политического союза с большим братом. Тем временем, Белоруссия чахла в застое и бедности социалистического государства, а основополагающие рыночные механизмы не были созданы.

Г-н Лукашенко высокомерно и даже пренебрежительно относится к демократическим переменам. В июле этого года в Государственном департаменте США заслушивались свидетельские показания двух бывших белорусских следователей о якобы имеющимся в распоряжении властей эскадроне смерти, который уничтожил больше 30 человек, включая известных лидеров оппозиции, пропавших за последний год. Белоруссия является единственным из государств бывшего Советского Союза, чья секретная служба до сих пор называется КГБ.

Революции, как и любовь, всегда ожидаются, однако редко предсказываются точно. Югославия в прошлом году удивила практически всех, и доказала, что немного народовластия, согласие политической элиты и некоторое международное давление могут свергнуть режим. С тех самых пор, как бывший президент Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) был отрешен от должности, демократически настроенные люди в Белоруссии и за ее пределами с энтузиазмом заговорили о "югославском сценарии" и об свержении последнего диктатора Восточной Европы. Однако многие сторонники и эксперты демократии полагают, что развитие событий в Белоруссии как минимум на два года отстает от югославского, и не многие ожидают поражение г-на Лукашенко в этом году.

Вместе с тем, никто не будет отрицать, что в Белоруссии существует сильные скрытые демократические настроения, особенно среди молодежи. Раньше проходили многочисленные демонстрации - в особенности против планов г-на Лукашенко о союзе с Россией - которые зачастую жестоко пресекались милицией. Оппозиция частично заметна в Минске.

Однако в регионах положение дел существенно отличается, и по стране г-н Лукашенко до сих пор имеет значительную поддержку. Большинство опросов дают президенту около 45 % поддержки, в то время как ближайший к нему оппозиционный кандидат имеет 12-13 %. Пенсионеры, составляющие примерно треть населения, преимущественно поддерживают президента, так как надеются на помощь государства, как и большой сектор сельскохозяйственного и городского рабочего класса, зависящего от работы в государственной промышленности, и не имеющего другой информации, кроме государственной пропаганды.

Г-н Лукашенко, в стиле лучших диктаторов, умело поддерживает видимость законности и манипулирует общественным мнением. Он никогда не забывает напомнить белорусским пенсионерам о бедности из российских "коллег". Существует также фактор страха: учителей одного из городов Гродненской области попросили ответить на вопрос, за кого они проголосуют, на предстоящих выборах - и сделано это было до того, как им выдали летние отпускные пособия.

Что ухудшает ситуацию, история белорусской оппозиции коротка. В советские времена какого-либо значительного диссидентского движения не существовало. Сегодняшняя политическая оппозиция представляет собой слабую силу, и часто представляет собой смешное зрелище: разобщенная, дезорганизованная, тратящая большинство времени на споры. После долгих споров она выдвинула единого кандидата, лидера профсоюзов Владимира Гончарика, что является положительным моментом. Преимущественно из-за давления г-на Лукашенко на государственное телевидение, г-н Гончарик остается темной лошадкой для большинства белорусов. И к тому же он не сравнится с Воиславом Коштуницей (Vojislav Kostunica). Он не особо харизматичен и не обладает свойственным президенту популистским простонародным чувством юмора. Возглавляемы им официальный, в советском стиле, профсоюз не пользуется популярностью.

И все же важнейшим фактором, действующим против оппозиции, является, по мнению большинства аналитиков, монополия г-на Лукашенко на государственные СМИ и его тактика удушения испытывающих нехватку средств независимых СМИ. Рупоры режима постоянно сравнивают оппозицию с нацистами, поддерживаемыми, конечно, нечистоплотными силами из-за границы. Месяц назад ведущий государственного телевидения даже предположил, что г-на Лукашенко поддерживает Бог. В начале августа власти конфисковали несколько компьютеров, принадлежавших различным частным минским газетам, а следователи опечатали печатный пресс фирмы "Magic", печатающей тиражи большинства частных газет.

Международное сообщество пыталось оказать помощь, предоставляя средства для осуществления демократических программ в Белоруссии. Некоторые неправительственные организации финансируют программы обмена, созданные для оппозиционно настроенной молодежи, в надежде на рост политической осведомленности и участия в жизни гражданского общества. "Зубр", молодежное движение, берущее пример с югославского движения "Optor", может служить этому примером.

Однако денежный поток, идущий с Запада на поддержку демократизации Белоруссии, является только малой частью сумм, потраченных на свержение Милошевича. В стране нет этнического конфликта (как на Балканах), способного затронуть душевные струны, и нет зарубежных инвестиционных интересов (как в Центральной Азии), способных затронуть финансовые интересы. И так как Белоруссия находится в непосредственной близости от России, оружие Запада также не может служить поддержкой сдерживающим заявлениям ОБСЕ или Государственного департамента США.

Во всей этой ситуации Россия занимает ключевое место. Белоруссия важна для России, так как она является буфером, отделяющим от расширения НАТО, и там еще сохраняется значительное российское военное присутствие. Россия не заинтересована в ориентированной на Запад, и что более важно, в благосклонно относящейся к НАТО либеральной демократии в Белоруссии. Рой Аллисон (Roy Allison), сотрудник лондонского Королевского института международных отношений (Royal Institute for International Affairs), отметил: "У России практически нет союзников ни в какой части света, и ей удобно и психологически надежно полагать, что по крайней мере Белоруссия является ее надежным союзником, несмотря на все никчемные качества г-на Лукашенко".

Для того, чтобы в Белоруссии произошла смена лидера, России, вероятно, нужно будет поддержать единого кандидата от оппозиции. На этой неделе г-н Гончарик призвал Владимира Путина по крайней мере поддержать принципы демократических выборов.

Возможно, лучшее, на что могут надеяться белорусы, это то, что выборы пройдут в два этапа. Это сможет разрушить миф о нерушимой популярности президента, существенно поднять рейтинг г-на Гончарика, и будет минимумом того, что заслуживает белорусский народ.