31 августа 2001 года. В последние недели целая вереница высокопоставленных представителей американской администрации перебывала в Москве, чтобы начать консультации по вопросам развертывания национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США и сокращения стратегических наступательных вооружений сторон, которые в прошлом месяце в Генуе президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) и президент России Владимир Путин обещали активизировать. Эти предварительные переговоры наглядно показали, что между позициями сторон по-прежнему существует огромная пропасть. Администрация Буша хочет, чтобы Россия согласилась на взаимный выход из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Легко понять, почему. Сотрудничество Москвы фактически подорвало бы оппозицию у себя дома и за границей планам г-на Буша по разработке ограниченной системы противоракетной обороны. Однако до сего времени Россия проявляет мало интереса к выходу из Договора по ПРО. Она дала понять, что не исключает возможности внесения изменений в этот договор, но настаивает на том, что договор остается краеугольным камнем стратегической стабильности.
Время истекает. Администрация Буша сообщила конгрессу США и своим союзникам, что для того, чтобы продолжить испытания противоракетной системы, США должны выйти из Договора по ПРО в "ближайшие месяцы, а не годы". К следующей весне США хотят начать строительство нового испытательного комплекса на Аляске. И они хотят провести испытания РЛС ПРО морского базирования и РЛС ПРО наземно-мобильного базирования, которые запрещены нынешним договором.
США и Россия избегнут столкновения только, если проявят больше гибкости. Ключом к решению проблемы является отделение вопроса о разработанной Вашингтоном на ближайшее время программе испытаний от окончательного разрешения всех противоречий в связи с будущим развертыванием оборонительной системы. Решить вопрос испытаний следует просто и прямо. Договор по ПРО разрешает строительство дополнительных испытательных полигонов по взаимному согласию сторон, при условии, что эти объекты не могут представлять собой основы для развертывания системы противоракетной обороны территории страны. Москве следует согласиться на новый испытательный комплекс на Аляске, тогда как Вашингтону следует ограничить число пусковых установок противоракет и самих противоракет на этой позиции, чтобы было совершенно очевидно, что она предназначается только для испытаний. Москва могла бы также позволить США провести ограниченное число испытаний с использованием РЛС ПРО наземно-мобильного базирования и РЛС ПРО морского базирования. В ответ Вашингтон пообещал бы пока не выходить из Договора по ПРО.
Подобное соглашение позволило бы выиграть время для того, чтобы разработать взаимоприемлемую договоренность по более широким вопросам, связанным с тем, какого рода наступательные и оборонительные возможности могут развернуть две страны. Администрации Буша еще предстоит решить, какую оборону она хочет иметь и насколько следует сократить американские средства ядерного нападения большой дальности. До тех пор, пока она такое решение не примет, серьезные переговоры с Россией невозможны.
Однако можно даже без этих деталей набросать основные контуры соглашения, которое могло бы удовлетворить многие из требований обеих сторон. Оно позволило бы развернуть ограниченную систему противоракетной обороны, к которой стремится Вашингтон, и дало бы Москве значительно более низкие уровни стратегических наступательных вооружений, к которым она стремится. Такое соглашение состояло бы из четырех основных компонентов.
Первое, необходимо договориться о глубоких сокращениях наступательных ядерных вооружений. Через десятилетие после развала Советского Союза абсурдно, что США и Россия имеют ядерные арсеналы крупнее, чем в любой момент в первые четыре десятилетия "холодной войны". Следовательно, обеим сторонам необходимо незамедлительно достичь согласия о сокращения арсеналов каждой до уровня 1500 ядерных боезарядов на стратегических носителях.
Второе, ограничения на испытания и разработки средств противоракетной обороны следует отменить. Положения Договора по ПРО, ограничивающие испытания и разработки оборонных технологий не соответствуют духу времени. Обеим странам следует разрешить провести исследования, чтобы выяснить, какие из технологий скорее всего окажутся работоспособными и эффективными в условиях новых ракетных угроз.
Третье, следует разрешить развертывание ограниченной системы противоракетной обороны. Договор по ПРО стремился запретить стратегические системы ПРО - те, которые могли бы представлять угрозу для средств ядерного устрашения другой стороны. Этот запрет должен остаться в силе. Однако каждой из сторон следует разрешить развернуть оборонительные системы, способные обеспечить определенную защиту от государств-изгоев. Сбалансированным решением могло бы стать соглашение, которое разрешает развернуть комплексы ПРО, предназначенные для перехвата баллистических ракет на разгонном этапе траектории, вскоре после их старта, но которое также строго ограничивает число ракет-перехватчиков, предназначенных для уничтожения баллистических ракет на среднем участке траектории, и запрещает все системы оружия космического базирования.
И последнее. Каждая сторона должна согласиться на пересмотр этого соглашения каждые 10 лет. Это необходимо для того, чтобы позволить США и России предлагать изменения к соглашению, продиктованные вновь возникшими обстоятельствами.
Последние публичные высказывания в России заставляют предположить, что она может пойти на подобное соглашение, особенно если альтернативой ему станет полное отсутствие формальных договоров. Высказывания г-на Буша менее утешительны. На прошлой неделе он вновь подтвердил, что планирует "выйти из Договора по ПРО в момент, удобный для Америки". Тем не менее существуют сильные политические побудительные мотивы для Белого дома стремиться к соглашению с Россией. Г-н Буш приглушил бы растущие в Европе впечатления, что он является стойким унилатералистом (сторонник односторонних действий - прим. пер.). А тем временем демократы в Америке едва ли станут возражать против системы обороны США, которая устраивает также и Москву.
Выступить против республиканских фанатиков, вознамерившихся уничтожить все договора о контроле над вооружениями ради достижения химеры неуязвимости Америки - небольшая цена в сравнении с приобретаемыми выгодами.