США готовы дать китайцам добро на возобновление испытаний атомного оружия лишь бы те не противодействовали созданию американской системы противоракетной обороны.
После инцидента, случившегося 1 апреля, когда китайцы принудили к посадке на территории своей страны американский разведывательный самолет, США поворачиваются лицом к проблемам долгосрочного, стратегического характера, существующие в отношениях с Пекином. Советник по национальной безопасности Райс (Rice) собирается убедить Китай в том, что создание системы противоракетной обороны (ПРО) не поставит его в невыгодное положение.
На октябрь запланирована первая встреча президента Буша (Bush) с главой Китайской народной Республики. Она послужит правительствам обеих стран возобновлению реальных двусторонних отношений, которые будут влиять на ситуацию в мире. "Стратегическому партнерству", о котором президент Клинтон (Clinton) сказал, находясь в состоянии неожиданного избытка чувств, пришла на смену принятая республиканской администрацией формулировка "стратегический конкурент". Причем еще до того, как инцидент с американским разведывательным самолетом над Южно-китайским морем привел к охлаждению отношений. Теперь считается, что пришло время обратиться к более масштабным вещам, определяющим взаимосвязи.
Китай, как и Россию, мало воодушевляет перспектива создания американской системы противоракетной обороны. Учитывая предстоящую встречу в верхах, а также дальнейший характер развития отношений, Белый дом пытается рассеять у Пекина сомнения относительно ПРО. Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс заявила газете "Washington Post", что в ближайшие недели будет предпринята попытка, убедить противоположную сторону в ходе серьезного разговора в том, что ПРО не представляет для Китая никакой угрозы. По словам Райс, американский противоракетный щит будет, напротив, способствовать стабилизации обстановки в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Другие чиновники Белого дома дали понять, что Вашингтон, со своей стороны, встретит с пониманием, если Пекин вознамерится обновлять свой ядерный арсенал, который создавался еще в 60-е годы. А это невозможно без проведения испытаний атомного оружия. Еще со времени, когда президентом США был Буш-старший, великие державы придерживались моратория на такие испытания. Два года назад Соединенные Штаты своим нежеланием ратифицировать Договор о запрете ядерных испытаний дали ясно понять, что они сохраняют за собой право возобновить испытания ядерного оружия, чтобы однажды не остаться с арсеналами, наполненными устаревшим оружием. Однако до сих пор они не предпринимали конкретных шагов для возобновления таких испытаний.
В американской прессе делается примерный набросок политической стратегии Белого дома в отношении Китая. Кондолиза Райс решительно отвергает обвинение в том, что реализация плана создания системы американской противоракетной обороны приведет к развязыванию гонки вооружений в Азии. Модернизация китайских ядерных вооружений, по ее словам, уже начата, и ее уже не остановить. Вашингтон рассматривает планы других государств с позиции реальности. Намерения Белого дома наталкиваются на критику внутри страны со стороны консервативного крыла республиканцев, которые никак не хотят допускать усиления пока еще незначительного китайского ядерного потенциала. А также критику со стороны демократических сенаторов, видящих в американской ПРО не отрепетированный музыкальный пассаж из будущего, который будет иметь дестабилизирующее влияние на ситуацию в мире. Найти быстрый выход из создавшегося положения администрации Буша не удастся. Осенью следует ожидать ожесточенных споров по вопросу ПРО.