Драка за богатства Каспийского моря продолжается. Пока размахивают кулаками азербайджанцы и персы. До стрельбы дело еще не доходило, но, видимо, может дойти. Азеры призвали на свое усиление вообще стороннюю для данного конфликта страну - Турцию. Иран заигрывает с Туркменией. Собираться за столом переговоров никто пока не собирается.
Небо над Каспийским морем заволокли тучи. Вокруг крупнейшего внутреннего моря планеты нарастает напряженность. Полным ходом идет дипломатическая перестрелка. Время от времени слышится и бряцание оружием. Главными действующими лицами нового конфликта являются Республика Азербайджан и могучий Иран. Вражда между Давидом (David) и Голиафом (Goliath) вспыхнула 23 июля, когда иранская канонерка и иранский истребитель заставили два судна под азербайджанским флагом лечь на обратный курс в Баку. Они, как это представляют в Иране, вторглись в интересах британской нефтяной компании "BP" в район иранских нефтяных полей.
За угрозами с моря последовали угрозы с воздуха. По данным из столицы Азербайджана, иранские бомбардировщики неоднократно нарушали воздушной пространство республики. Глава государства Гейдар Алиев, который хорошо чувствует обстановку, удовлетворился осуждением случаев демонстрации военной силы и намерен обсудить эту проблему 17 сентября в Тегеране.
Отношения между Тегераном и Баку были всегда напряженными. После распада Советского Союза новые властители Баку опасались, что в создавшемся идеологическом вакууме среди азербайджанцев, которые в своем большинстве являются, как и иранцы, шиитами, найдут почву послания аятоллы Хомейни (Khomeiny). Азербайджан дистанцировался от Исламской республики и во все большей мере стал сближаться со светским государством Ататюрка (Atatuerk). Азербайджан рассматривал Турцию в качестве выхода своих нефтяных богатств на западные рынки сбыта. Турки, в свою очередь, с самого начала видели в себе защитников азербайджанцев, которые близки им по своему языку и происхождению.
Поэтому следовало ожидать, что Турция в час нужды не бросит на произвол судьбы своего меньшого брата на Каспийском море. В Анкаре подумали, что политика канонерок тегеранских мулл требует надлежащего ответа. И в Баку недавно приземлились десять турецких боевых самолетов. Над "Плошадью свободы" они продемонстрировали главе государства Алиеву мощь турецких военно-воздушных сил. Вместе с эскадрильей в Азербайджан прибыл начальник штаба турецких вооруженных сил Гусейн Киврикоглу (Hussein Kivrikoglu).
В Тегеране поняли, о чем идет речь. Иранские газеты говорили о "турецкой провокации". Как заявляла Анкара, демонстрация Турцией военной силы под видом "участия в авиационном шоу" была спланирована уже несколько месяцев назад и не зависела от новых явлений в развитии событий на Каспийском море. Однако отставной турецкий генерал Вали Кукук (Vali Kucuk), выступая на страницах одной азербайджанской газеты, назвал "авиационное шоу" "ответом на иранские угрозы". "Мы нация, которая живет в двух государствах, - сказал генерал с солдатской прямотой. - Страдания Азербайджана - это наши страдания и поэтому мы не можем с ними мириться".
Противостояние между двумя соседними странами, которое может вылиться в опасный региональный конфликт, связано с разделом богатств Каспийского моря. Границы на нем в буквальном смысле слова являются текущими. После Персидского залива и Сибири Каспийское море - третья по величине нефтяная кладовая планеты. Морские воды скрывают под собой сорок миллиардов баррелей "черного золота". Стоимость этого богатства составляет по нынешним ценам триллион долларов США. Каждое из пяти соседствующих государств, а именно, Россия, Казахстан, Туркмения, Азербайджан и Иран, хотели бы заполучить для себя кусок пирога побольше. Это зависит от того, как пройдут границы между странами по акватории Каспийского моря.
Иранцы рассматривают Каспийское море в качестве внутреннего моря, водами и богатствами которого в равной мере должны обладать все государства. При этом они ссылаются на договора между Тегераном и Москвой, подписанные в 1921 и 1940 годах, которые воспрещают соседним государствам пользоваться ресурсами в одностороннем порядке. Напротив, Россия, Казахстан и Азербайджан рассматривают Каспийское море в качестве открытого морского бассейна, а значит, считают там, существуют и соответствующие территориальные воды. Азербайджанцы признают за Ираном лишь 12,5 процента морской акватории.
Туркмения свою позицию в этом вопросе открыто не демонстрирует. Богатой нефтью и газом империи пустынь уже гарантирована ее часть нефти Каспийского моря. Однако в силу дружеских отношений с Тегераном глава государства Сапармурад Ниязов склоняется к тому, чтобы занять сторону Ирана. Недавно президент Ирана Мохаммад Хатами (Mohammad Khatami) имел телефонный разговор со своим туркменским коллегой. Он, по его словам, надеется, что встреча руководителей соседствующих стран станет "важным шагом" в направлении поиска устраивающего всех решения. Согласно последним сообщениям, встреча, провести которую планировалось в октябре в туркменской столице, отложена. Судя по всему, Россия, Казахстан и Азербайджан намерены сохранить статус-кво и поделить море де-факто на национальные зоны.