Появление петербуржцев в Кремле вслед за президентом Владимиром Путиным было просчитываемо. Менее просчитываемо было то, что за небольшой срок питерцы смогут внушить Путину идею о том, что если он хочет создать в России новую вертикаль власти, необходимо покинуть коррумпированные кремлевские палаты. И что эта операция, чтобы пройти безболезненно, должна быть осуществлена в 2003 году: возвратить городу в его трехсотлетний юбилей статус, отобранный у него большевиками в 1918 году.
Даже если президентская администрация и отрицает, что данное решение было принято, косвенные указания на это растут. Прежде всего, нет ни одного высокопоставленного гостя, прибывшего в Россию с официальным визитом, который не провел хотя бы один день на берегу Невы, реки, ставшей непременным этапом российского протокола. Во-вторых, вот уже третий год подряд Москва остается без федеральных бюджетных дотаций, призванных покрывать расходы, связанные с ее столичным статусом. Одно время казалось, что это связано с негативным отношением к московскому мэру Юрию Лужкову, политическому оппоненту, но теперь, когда вчерашний бунтовщик пополнил ряды сторонников, смысл этого мероприятия уже не столь понятен. Особенно, если не связывать его с умеренностью, с которой Хозяйственное управление Кремля потратило за несколько месяцев добрых 20 миллиардов долларов на покупку земельных участков в различных районах Петербурга, и с объявлением конкурса на реконструкцию Константиновского дворца, будущей загородной президентской резиденции.
Необходимо заметить, кроме того, что муниципальная администрация Северной столицы не шутит, когда речь идет о том, чтобы "приютить" у себя федеральные органы. Она предложила Межпарламентской ассамблее СНГ Таврический дворец. В то же время на продолжение строительства Парламента Российско-белорусского союза ею было выделено 2 миллиарда долларов, по крайней мере, если верить словам секретаря Союза Павла Бородина, вернувшегося из заключения в американской, а потом швейцарской тюрьмы, человека, который хорошо разбирается в общественной собственности. Миллиард пойдет на строительство здания в самом центре, а другой миллиард необходим для строительства жилья чиновникам этой организации. Но речь идет об организациях еще недостаточно высокого уровня по сравнению с тем, на что претендует Санкт-Петербург, в последние годы отклонивший попытки Москвы дать своеобразный "довесок", назвать Санкт-Петербург столицей СНГ. Питерцы метят выше, они хотят переезда на берега Невы всего российского Парламента, для чего было зарезервировано 40 гектаров земли вдоль набережной. Жаль только, что старая Северная столица не может предложить транспортную сеть, соответствующую высоким поставленным задачам: не хватает радиальной линии метро, набережные Невы должны быть расширены, а метрополитен - полностью реконструирован. Хватит ли у Путина влияния для того, чтобы найти необходимые источники?