Нью-Йорк, 5 сентября 2001 года. В последние несколько лет Соединенные Штаты Америки осуществляют секретную программу исследований в области биологического оружия, которая, по заявлениям некоторых официальных лиц, вплотную подходит к нарушению международного договора о запрещении биологической войны. Договор от 1972 года запрещает странам разрабатывать и приобретать оружие, которое распространяет заболевания, но разрешает работать над вакцинами и другими мерами защиты. Правительственные чиновники США заявили, что секретные исследования, имитирующие основные шаги, которые может предпринять государство или террорист с целью создания биологического арсенала, были направлены на лучшее понимание угрозы. Эти ранее неизвестные проекты были начаты при президенте Билле Клинтоне (Bill Clinton) и продолжаются при администрации Буша-младшего (George W. Bush), которая намерена их расширить. Ранее в этом году официальные лица администрации заявили, что Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) разработал планы генетического производства более вирулентного варианта бактерии, которая вызывает заболевание сибирской язвой - смертельной болезнью, идеально пригодной для ведения биологической войны. Этот эксперимент был задуман для оценки того, является ли вакцинация, сегодня делаемая миллионам американских солдат, эффективной против такой супербактерии, которая впервые была выведена российскими учеными. Один представитель администрации Буша сказал, что, как ожидается, Совет национальной безопасности США позднее в этом месяце окончательно одобрит эту программу.
Два других проекта, законченных в период правления администрации Клинтона, фокусировались на механике производства биологического оружия. Осуществляя программу с кодовым наименованием Clear Vision, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США построило и испытало модель биологической бомбы советской конструкции, которая, как опасаются чиновники ЦРУ, продается на международном рынке. У созданного ЦРУ устройства, по словам представителей разведки, не было взрывателя и других частей, которые превратили бы его в работоспособную бомбу.
Примерно в то же время специалисты Пентагона собрали в пустыне Невада из коммерчески доступных материалов завод по производству биологических агентов. Чиновники Пентагона заявили, что проект продемонстрировал легкость, с какой террорист или государство-изгой может построить завод, способный производить смертоносные бактерии килограммами. Имитатор бомбы и завод были испытаны с использованием безвредных веществ с характеристиками, подобными характеристикам бактерий, применяемых в оружии.
Один высокопоставленный представитель администрации Буша сказал, что все проекты "полностью отвечают требованиям" договора, запрещающего биологическое оружие, и нужны для защиты американцев от растущей опасности. "Нынешняя американская администрация будет стремиться разработать средства и способы защиты от всего спектра биологических угроз", - сказал этот представитель. Вышеназванный договор, сказал другой представитель администрации, разрешает Соединенным Штатам проводить исследования микробов и боеприпасов с бактериями в целях защиты от них.
Однако некоторые представители администрации Клинтона были обеспокоены тем, что проект, возможно, нарушает договор. А другие выражали озабоченность тем, что эксперименты, если о них станет известно, могут быть неправильно истолкованы как тайные усилия по возобновлению работы над таким классом вооружений, от которого в 1969 году отказался президент Ричард Никсон (Richard Nixon).
Одновременно проводившиеся эксперименты, связанные с моделью биологической бомбы, завода по производству биологических агентов и разработкой более вирулентной бациллы сибирской язвы, говорят эти официальные лица, могли бы вызвать резкие протесты Вашингтона, если бы они проводились Северной Кореей или иной страной, которую Соединенные Штаты рассматривают как подозрительную.
Официальные лица администрации заявили, что необходимость держать подобные проекты в тайне была важным основанием для недавно принятого президентом Бушем решения об отказе от проекта соглашения по укреплению договора о запрещении биологического оружия, которое было подписано 143 странами. Этот проект соглашения требует от стран-участников раскрыть данные о том, где они проводят исследования генетического размножения бактерий, которые могут применяться в качестве оружия. В дальнейшем предполагалось проводить международные инспекции этих заводов (лабораторий). Многие имеющие отношение к вопросам национальной безопасности представители администраций Клинтона и Буша противятся одобрению проекта данного соглашения, доказывая, что оно снабдит потенциальных противников четким дорожным указателем к тому, что США считают своим самым уязвимым местом. В число объектов, которые скорее всего стали бы открытыми для инспектирования в случае подписания Соединенными Штатами проекта соглашения, входит и лаборатория Battelle Memorial Institute, в городе Уэст-Джефферсон, штат Огайо, которая получила подряд министерства обороны США на разработку генетически видоизмененной бактерии сибирской язвы.
Несколько человек, занимавших высокие посты в администрации Клинтона, признают, что тайные усилия были так плохо скоординированы, что даже Белый дом не всегда знал о действительных масштабах проектов. Проект Пентагона, предусматривавший строительство завода по производству биологических агентов, говорят они, не был доложен Белому дому. Г-ну Клинтону, который очень интересовался вопросами биологической войны, никогда не докладывали о планируемых или осуществлявшихся программах в этой области. Один бывший высокопоставленный чиновник Белого дома при Клинтоне сказал, что, оглядываясь назад, нужно признать, что кто-то должен был отвечать за надзор за этими секретными проектами, чтобы гарантировать, что они не только эффективны в деле защиты Соединенных Штатов, но также соответствуют заключенным этой страной международным договорам и соглашениям о контроле над вооружениями.
Проведенные ЦРУ испытания модели биологической бомбы вызвали дискуссии среди правительственных экспертов уже после того, как испытания были завершены в 2000 году; при этом некоторые утверждали, что были нарушены положения договора о запрещении разработки биологического оружия. Представители разведывательного сообщества США заявили, что юристы ЦРУ и Белого дома пришли к выводу о том, что эти работы имеют чисто оборонительную направленность и, следовательно, разрешены. Но даже те официальные лица, которые выступают в поддержку усилий в данном направлении, признают, что проекты такого рода подводят Соединенные Штаты очень близко к тому, что запрещено международным договором. Один высокопоставленный представитель администрации, которого проинформировали о программе испытаний в области биологического оружия, заявил: "Испытания ставят вопрос: насколько далеко можно зайти прежде, чем сделаешь что-то незаконное или аморальное".
Предание гласности проводимых в США исследований в области биологического оружия скорее всего усложнит позицию Америки, которая вот уже давно стоит во главе международных усилий по принуждению стран мира к соблюдению запрета на биологическую войну. Готовность США отказаться от Договора о запрещении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года уже вызвала острую критику во всем мире. Занятая США позиция в вопросе проекта соглашения об укреплении договора о запрете биологического оружия уже противопоставила Вашингтон многим его союзникам, включая Японию и Великобританию.