Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"El Pais" (Испания): Годовщины, забытые в России

Почему в Москве так редко вспоминают о кризисе 1998 года?

"El Pais" (Испания): Годовщины, забытые в России picture
El Pais (Испания): Годовщины, забытые в России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У русских амнезия? В августе они должны были отпраздновать две годовщины, два события, которые потрясли мир. Первое событие √ это десятая годовщина августовского путча 1991 года, осуществленного группой консерваторов в руководстве страны для того, чтобы помешать подписанию нового Союзного Договора. Второе событие √ это третья годовщина финансового кризиса, благодаря которому, в августе 1998 года миру открылись бессодержательность и криминальный характер проводимой Ельциным экономической политики

У русских амнезия? В августе они должны были отпраздновать две годовщины, два события, которые потрясли мир. Первое событие - это десятая годовщина августовского путча 1991 года, осуществленного группой консерваторов в руководстве страны для того, чтобы помешать подписанию нового Союзного Договора. Горбачев, которого изолировали в Форосе, в Крыму, был снят с должности по "причине болезни". Борис Ельцин возглавил сопротивление путчистам и взобрался на танк, для того, чтобы призвать к борьбе. Через три дня путчисты капитулировали, и Горбачев вернулся в Москву. Однако Ельцин, воспользовавшись своей популярностью, добился через четыре месяца роспуска СССР и устранения Михаила Горбачева с политической арены.

Второе событие - это третья годовщина финансового кризиса, благодаря которому, в августе 1998 года миру открылись бессодержательность и криминальный характер проводимой Ельциным экономической политики. Один из американских предпринимателей, которые якобы потеряли 40000 миллионов долларов в российском Эльдорадо, воскликнул: "Я скорее готов согласиться есть ядерные отходы, чем инвестировать хоть доллар в эту страну". Еще в течение двух лет Ельцин формально оставался у власти, хотя фактически власть была присвоена группой лиц, именовавшихся "его семьей", которая, в конце концов, и назначила ему приемника - Владимира Путина.

В воскресенье 19 числа перед Белым Домом в Москве для того, чтобы отпраздновать поражение путчистов в 1991 году собрались только 100 человек и ни одного политического деятеля. Владимир Путин, находившийся на каникулах в Карелии, не прислал никакого поздравления. Борис Ельцин предпочитает не появляться на публике. Остальные главные действующие лица этих "трех августовских дней" перешли в оппозицию или сидят в тюрьме по обвинению в коррупции. Таким образом, внимание СМИ сконцентрировалось на авторах переворота, которые за несколько недель до годовщины провели пресс-конференцию, для того, чтобы снова заявить о правильности своих действий в 1991 году. В доказательство, они говорили о желании Владимира Путина, реальном или воображаемом, возродить "вертикаль власти" и восстановить роль государства. Влиятельный еженедельник "Коммерсант", принадлежащий Борису Березовскому, опубликовал крупное интервью с Геннадием Янаевым, "вторым президентом СССР". В действительности, Янаев, будучи лидером путчистов, занимал этот пост только два дня. Его высказывания обнажают трагическую нехватку управленческого персонала, что вынуждало Горбачева назначать первых попавшихся людей в руководство партии. Горбачев вызвал Геннадия Янаева во время последнего съезда КПСС, летом 1990 года и предложил ему должность не только в ЦК, но и в Политбюро партии. "Но я уже являюсь председателем профсоюзов Советского Союза, которые только что заявили о своей независимости", - тщетно попытался воспротивиться Янаев. Позднее, несколько месяцев спустя, во время сессии Верховного Совета Горбачев своим властным распоряжением назначил его на пост вице-президента. Почему к нему проявили столько внимания? "Не имею ни малейшего представления", - отвечает Янаев. Неблагодарный человек, сегодня он обвиняет бывшего президента в том, что тот вел двойную игру, ожидая результатов переворота для того, чтобы присоединиться к победителю.

Руководители антитеррористического подразделения "Вымпел" утверждают, что могли захватить Белый Дом, где укрылись Ельцин и его друзья, "за полчаса и не пролив ни капли крови". Это заявление похоже на саморекламу, однако, дело в том, что никто и не подумал дать им этот приказ. Человек, возглавлявший в то время КГБ, с которым Владимир Путин очень часто советуется, в последнее время много говорит о том, что снабжение в России улучшилось за те три дня, когда произошел переворот. Однако, как это можно проверить, если треть русских (36%) ничего не помнит о тех событиях? Кроме того, среди тех, кто их не забыл, 25% высказываются в поддержку путчистов, и только 20% в поддержку Бориса Ельцина. Результаты этого опроса, опубликованные в газете "Известия", лучше, чем все официальные выступления вместе взятые, демонстрируют до какой степени общественное мнение разочаровано политикой, проводившейся в последние десять лет. Дэвид Рэммик, редактор журнала "The New Yorker" и друг сыновей Солженицина, проживающих в США, предоставил нам такое свидетельство. ("The New Yorker" от 6 августа 2001 года).

Супруга лауреата Нобелевской премии по литературе Наталья пригласила его к ним домой в Троице-Луково, что в 45 минутах езды от Москвы, для интервью с Александром Исаевичем. Солженицын только один раз встречался с Ельциным и один раз с Путиным. Однако если он избегает высказывать свое мнение о ныне действующем президенте, то в адрес Бориса Ельцина, наоборот, высказывается весьма критически: "Я думаю, что этот человек привел к страшному опустошению России. Мы не могли себе представить, что может быть хуже, чем при коммунистах. Но Ельцин умудрился загнать страну еще дальше. Он поддерживал только мерзавцев". После подобного подведения итогов начинаешь лучше понимать, почему в Москве так редко вспоминают о кризисе 1998 года и о приостановлении погашения государственных облигаций сроком на пять лет. Однако 2003 год приближается┘.

К.С.Кароль - французский журналист, эксперт по Восточной Европе