Москва, 6 сентября 2001 года. Сегодня Кремль исключил возможность достижения существенного соглашения с Соединенными Штатами по вопросу противоракетной обороны до запланированной на ноябрь встречи на высшем уровне между американским президентом Бушем-младшим (George W. Bush) и российским президентом Владимиром Путиным, заявив, что для решения этого вопроса потребуется не менее года. По словам Олега Чернова, заместителя секретаря путинского Совета безопасности, ответственного за вопрос противоракетной обороны, Россия рассматривает запланированный визит г-на Путина на техасское ранчо г-на Буша как "промежуточную ступень", которая просто создаст основу для подлинных переговоров по противоракетной обороне и сокращению стратегических вооружений, которые продлятся, вероятно, по меньшей мере до сентября 2002 года.
Впервые президенты Буш и Путин договорились увязать обсуждения по наступательным и оборонительным вооружениям на своей встрече в Генуе в июле, но на последующих переговорах не был достигнут прогресс, на который рассчитывали официальные лица США, и поэтому решительный прорыв в ближайшее время представляется маловероятным. Г-н Чернов сказал, что до ноября никак нельзя выработать взаимоприемлемые условия соглашения, которое, как надеется г-н Буш, позволило бы Соединенным Штатам освободиться от пут Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. "Это невозможно, - заявил г-н Чернов в интервью в штаб-квартире Совета безопасности, расположенной неподалеку от Кремля. - Даже если бы сегодня, сейчас мы приступили к обсуждению этого вопроса (по существу), он очень сложен". Вместо этого он предложил США проводить только ограниченные, разрешенные Договором по ПРО испытания и разработки еще в течение года, пока обе стороны ведут переговоры. "Мы всего лишь предлагаем отложить испытания, по меньшей мере не принимать поспешных решений", - сказал он.
Комментарии путинского помощника застали команду Буша врасплох. "Я был бы удивлен, если бы они и в самом деле думали, что мы будем бездействовать целый год", - сказал по телефону из Вашингтона один высокопоставленный представитель американской администрации. Он пояснил, что США не согласятся, как предлагает Россия, ограничиться испытаниями стационарных противоракетных комплексов, которые разрешены договором. "Их бы это более чем устроило. Но этого не будет".
Эти события высветили широкую пропасть между позициями двух сторон, которые ведут интенсивные переговоры о будущем контроля над вооружениями в период после "холодной войны". Г-н Буш хочет выйти из Договора по ПРО, чтобы построить оборонительную систему, которая сбивала бы баллистические ракеты, запущенные случайно или такими враждебными США государствами, как Иран или Северная Корея. Россия категорически возражает против расторжения договора от 1972 года, называя его краеугольным камнем контроля над вооружениями на протяжении многих десятилетий, однако она весьма заинтересована в совместном сокращении вооружений. Вопрос о том, что делать с договором, становится все более актуальным по мере того, как Соединенные Штаты ускоряют выполнение своих планов испытаний систем, запрещенных договором. Администрация Буша заявила, что ее программа нарушит установленные договором ограничения "в ближайшие месяцы, а не годы", и что она уже выдала контракт на начало следующей весной работ по строительству испытательного комплекса ПРО на Аляске. Для того чтобы выйти из Договора по ПРО, США должны уведомить другую сторону за 6 месяцев, то есть в ноябре, чтобы можно было начать работы на Аляске в апреле.
Пока г-н Буш отрицает, что существует какой то конечный срок для достижения соглашения с Россией, однако его команда ясно дала понять, что надеется, что что-нибудь прояснится после ноябрьской встречи на высшем уровне в Кроуфорде, штат Техас. Г-н Буш недавно заявил, что США планируют "выйти из Договора по ПРО тогда, когда им это потребуется", с согласия России или без такового. Однако администрация США пытается достичь согласия с Россией хотя бы для того, чтобы смягчить критику демократов в конгрессе США и европейских союзников Америки. Этим летом в Москву совершила паломничество целая вереница высокопоставленных официальных лиц США; на следующей неделе здесь и в Лондоне должны состояться еще две встречи на высоком уровне. После этого государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) и российский министр иностранных дел Игорь Иванов встретятся в Вашингтоне 19 сентября, а министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) и министр обороны России Сергей Иванов должны встречаться на следующей неделе. Президенты Буш и Путин встречаются также в октябре в Шанхае, где будет проходить экономический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Официальные представители США ранее считали предстоящую через две недели встречу г-на Пауэлла важной вехой, которая, как выразился кто-то из них, станет "катализатором активности" и на которой, как они полагали, Игорь Иванов огласит формальную позицию России по вопросу противоракетной обороны, в результате чего переговоры перейдут в новую стадию. Но сегодня г-н Чернов заявил, что на этой встрече не планируется оглашать формальную позицию России. Он сказал, что Россия ожидает от Вашингтона более конкретных предложений и открытия подлинных переговоров вместо того, чтобы просто информировать другую сторону. "Наша готовность к переговорам не изменилась, - сказал он. - Мы хотели бы конкретных, существенных консультаций, а не изложения наших позиций┘Мы их ожидаем".
Принимая во внимание отсутствие прогресса в последние недели, официальные лица США в настоящий момент умерили свои ожидания. Сегодня один высокопоставленный чиновник государственного департамента США заявил репортерам в Вашингтоне, что администрация надеется к ноябрю отыскать "начало компромисса". "Я думаю, есть хорошие шансы на то, что мы сможем достичь значительного прогресса, по меньшей мере в набрасывании основных контуров новой основы", - сказал он. Этот чиновник сказал, что американская сторона уловила "переформулирование" российской позиции, которое дает основания предполагать, что переговоры о новой основе стратегических взаимоотношений могут быть продолжены, даже если г-н Буш в одностороннем порядке выйдет из Договора по ПРО, чтобы начать испытания противоракетного щита. Предсказывая, что односторонний выход США из Договора по ПРО повлечет за собой "период напряженности" в отношениях с Россией, этот чиновник сказал: "Я не думаю, что это будет кризисом".
Возможно, стратегия Москвы состоит в том, чтобы тянуть время. Г-н Чернов, бывший сотрудник КГБ, работавший в Берлине под прикрытием телевизионного репортера, недавно совершил поездку по Соединенным Штатам Америки, пропагандируя точку зрения России и, кажется, надеясь, что план г-на Буша по строительству национальной системы противоракетной обороны (НПРО) в конце концов будет отклонен по соображениям бюджета или вследствие возражений американской общественности.
Среди российской элиты, имеющей отношение к формулированию политики в области национальной безопасности, не существует единства мнений относительно того, как следует действовать в случае, если г-н Буш станет настаивать на отказе от Договора по ПРО. Некоторые официальные лица и аналитики доказывают, что России следует попытаться выжать из США уступки и остаться крупным игроком на мировой арене, тогда как более ярые сторонники Договора по ПРО считают, что Москве не следует делать ничего такого, что облегчило бы США отказ от действующего на протяжении вот уже 29 лет договора. "Если Россия согласится сейчас с американскими предложениями, тогда мы можем кое-что выиграть, - заявил Юрий Федоров, заместитель директора московской исследовательской организации "Центр PIR". - Мы можем попытаться в определенной мере ограничить размеры и боевые возможности будущей системы НПРО США. В то же время, если Америка не сумеет ее развернуть, мы тогда ничего не теряем. Рациональная стратегия - вести переговоры и стараться получить от США за свое согласие на НПРО как можно больше". Однако Виктор Колтунов, член постоянной американо-российской консультативной комиссии по вопросам ПРО, так не считает. "Это именно тот случай, где для торговли нет места, - говорит он. - Мы стараемся всеми способами показать, что это не в интересах Соединенных Штатов┘ Сделка здесь неуместна".
Даже если г-н Путин и решится на сделку, считают умудренные опытом чиновники, сделать это быстро не удастся. "Откровенно говоря, у меня есть очень большие сомнения в том, что за такой короткий срок мы сумеет сделать такие драматические шаги, - заявил отставной генерал-майор Владимир Белоус, автор новой книги о противоракетной обороне. - Они еще даже не перешли от консультаций к переговорам".
Россия хочет сфокусировать дискуссии на сокращениях ядерных вооружений, что ей необходимо для того, чтобы уменьшить финансовое бремя страны. Г-н Путин предложил, чтобы каждая из сторон сократила свой арсенал до 1500 ядерных зарядов на стратегических носителях, однако администрация Буша ожидает, когда Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) в конце сентября - начале октября закончит пересмотр состояния стратегических ядерных сил (СЯС) США и оценку перспективных потребностей в них. Именно в этом следует искать объяснение, почему две стороны до ноября не могут прийти к серьезной договоренности о замене Договора по ПРО на новое соглашение о контроле над вооружениями, сказал г-н Чернов. Когда его спросили, сколько для этого потребуется времени, г-н Чернов ответил: "Это зависит от желания. Я думаю, это можно будет сделать в следующем календарном году или даже в течение года с сегодняшнего дня - я имею в виду период с сентября 2001 года до сентября 2002 года. Не обязательно это будет 2003 год". А тем временем, сказал он, г-ну Бушу следует не торопиться с выходом из Договора по ПРО. "Американцы могут разрабатывать свою стратегическую систему противоракетной обороны в рамках существующего договора, - сказал он. -В то же время, ведя более активный диалог с нами и с другими ядерными державами о новой мировой системе контроля над вооружениями, американцы могли бы отыскать менее болезненный путь выхода из той ситуации, в которой сегодня оказался президент Буш".
Российская позиция резко контрастирует с желанием Соединенных Штатов избежать длительных переговоров такого рода, какие в годы "холодной войны" заканчивались составлением 500-страничных договоров. Официальные лица США не исключают возможности подписания формального договора взамен Договора по ПРО, однако предпочитают менее обязывающие и менее ограничивающие совместные декларации. Этой идее Москва противится. "На консультациях можно говорить, что угодно, а потом отказываться от своих слов, - сказал отставной генерал-майор Юрий Лебедев, принимавший участие в переговорах о контроле над вооружениями в советские времена. - Но договор, подписанный главами государств, это документ, который стороны должны уважать. Они не могут его игнорировать".