У маниакального стремления нынешнего главы белорусского государства, сохранить за собой свой пост еще на пять лет, имеется, оказывается, объяснение. В нищей Белоруссии нынешний президент работает не более четырех часов в день. Все остальное время гоняет шайбу и машет теннисной ракеткой. Останься Лукашенко не у дел, и придется ему ехать на деревню к своей жене крутить коровам хвосты.
Усы коротко подстрижены, они не выходят за крылья носа, безупречный пробор. На тенниске можно видеть перечеркнутое красной полосой изображение вождя, в котором нетрудно обнаружить черты и Адольфа Гитлера (Adolf Hitler), и президента Александра Лукашенко. Члены радикального молодежного движения "Зубр", которые носят такие футболки с надписью "Останови Луку!", нисколько не сомневаются в том, что представляет из себя Александр Григорьевич Лукашенко. Он диктатор.
В нынешнее воскресенье в бывшей советской республике, насчитывающей десять миллионов жителей, будут избирать президента. Нынешний глава государства, занимающий этот пост с 1994 года, уже высказал свое пожелание своим чиновникам и сотрудникам избирательной комиссии относительно результатов выборов: за него должны проголосовать не менее "76 процентов" избирателей. Он упорно повторяет: "Я ни в коем случае не упущу власть из своих рук". Речь идет еще о пяти годах президентства.
Что представляет собой Лукашенко? Может быть это "клинический случай", как пишет московская газета "Stringer"? Или "это актер, которого нельзя недооценивать", как говорит Зинаида Гончар, супруга оппозиционного политика Виктора Гончара, бесследно исчезнувшего два года назад и, возможно, убитого по поручению Лукашенко членами эскадрона смерти? А быть может, он властитель, у которого твердая рука, или переходная фигура, которая достойна презрения, но, тем не менее, полезна, как это думает, судя по всему, президент Владимир Путин, не спешащий с воссоединением двух братских государств?
С кем бы в эти дни в Минске не заговариваешь о "феномене Лукашенко", каждый называет тот элемент, что связывает властные структуры, всегда одним и тем же русским словом: "страх". В госаппарате никто не отваживается сказать что-нибудь против, прирученный парламент проявляет лишь смирение, государственные средства массовой информации изо дня в день демонстрируют низкопоклонство. Неправильно сказанное слово, об этом знает каждый, может стоить не только карьеры.
Объяснение грубых манер поведения главы государства, который, кстати, невысокого мнения о западной демократии, минские наблюдатели ищут в прошлом Лукашенко. Не только дипломаты говорят о том, что "в юности он страдал нарциссизмом" и теперь вынужден компенсировать свои страдания, занимаясь политикой.
Александр (Саша) Лукашенко родился в 1954 году в белорусской деревне Копис. Его мать Екатерина работает сначала на льнокомбинате в близлежащем городе. Кто был отцом Саши неизвестно. Уволившись с фабрики, мать трудится дояркой в колхозе. Оба живут в деревянной хижине. Послевоенные годы в опустошенной Белоруссии тяжелые. Еще тяжелее для одинокой матери, живущей в деревне.
Саша, над которым издевались из-за его происхождения, ищет отдушину в спорте, играет в хоккей и футбол - нападающим. Спорт и сегодня накладывает отпечаток на его рабочий распорядок. Бывший глава его администрации Иван Титенков так описывает один день из жизни Лукашенко: "он работает не позднее, чем до трех часов, четыре часа в день. Сначала он выслуживает доклады руководителей спецслужб, затем встречается с представителями прессы, наконец, заставляет отчитываться того или иного чиновника. После этого отправляется играть в хоккей и теннис".
Трудовая биография Лукашенко может многое рассказать о непостоянстве его характера. В семнадцать лет, закончив с тройками школу, он отправляется в областной город Могилев изучать историю. После учебы становится секретарем комитета комсомола в одной из средних школ, женится на дочери учительницы Галине, уходит в армию, снова поступает на службу в комсомол, служит два года политработником в пограничных войсках, затем занимает пост заместителя председателя колхоза "Ударник". Позднее становится заместителем директора комбината строительных материалов, партсекретарем колхоза имени Ленина и, наконец, - директором совхоза "Городец". "Больше двух лет он не проработал ни на одном месте", - сказала однажды о нем его жена. Саша, попав в большую политику, отправил ее в деревню, где она и сегодня доит коров.
В 1990 году, годом позже Белоруссия провозгласит свою независимость, он избирается в Верховный Совет в Минске. Его магически тянет к себе трибуна. "У него по каждому вопросу было свое мнение: начиная от искусственного осеменения крупного рогатого скота и кончая духовным совершенствованием человека", - говорит бывший глава президентской администрации. Белорусы, которые напряженно следят за дебатами, разворачивающимися на экранах телевидения, находят в Лукашенко оратора, который может быть обаятельным и располагающим к себе, а секундой спустя, - человеком вскипающим и впадающим в брань. Он становится предметом пересудов.
Звездный час Лукашенко наступает с его назначением руководителем комитета по борьбе с коррупцией. Своих противников он бездоказательно обвиняет во взяточничестве. 10 июля 1994 года 54-мя процентами голосов он избирается президентом. Осенью 1996 года укрепляет свою власть тем, что распускает парламент, продлевает на основании результатов незаконно проведенного референдума свои полномочия на пять лет и добивается принятия скроенной по его представлениям конституции.
"Он дал людям минимум для выживания, но отнял у них веру в лучшую жизнь", - характеризует московская "Общая газета" белорусский вариант социализма. Обо всем, что необходимо для выживания, заботится государство и дачные участки. Так, в Белоруссии, где людей в шесть часов будят советским гимном по радио, а в полночь под его же звуки они идут спать, цены на основные продукты питания устанавливает государство, пенсии величиной в 50 немецких марок выплачиваются точно в срок. Средняя зарплата составляет мизерные 120 марок, поэтому многие семьи вынуждены заниматься самообеспечением, работая на своих участках.
Единовластный Лукашенко не смущается по поводу того, что он прямиком в советское прошлое. Титенков, который эмигрировал в Москву, видит у своего бывшего шефа признаки мании величия. "Он видит в себе одновременно и президента, и прокурора, и судью". Лукашенко, по словам Титенкова, "поразительным образом подозрителен". В Белоруссии "широко" практикуется прослушивание телефонных разговоров. Слежка установлена за всеми руководящими кадрами. Численность телохранителей Лукашенко доведена до 2 000 человек. Чтобы продемонстрировать силу, он заставил армию провести накануне выборов крупные учения.
Лукашенко не доверяет никому. События в Югославии, где оппозиция свергла Милошевича (Milosevic), заставили его задуматься. Тесные отношения он поддерживает только с генеральным прокурором Виктором Шейманом. Как утверждается, Шейман вместе с Лукашенко не только отдавал распоряжение на убийство ведущих представителей оппозиции, но и вместе с главой государства управляет президентским фондом. Говорят, что в черной кассе сосредоточены миллиардные суммы, полученные в результате сделок по продаже оружия Турции, Ираку, Палестине и Албании.
Открытые обвинения Лукашенко в организации убийств не прошли даром. Оппозиции, которая эксплуатирует эту тему, он обещал перед камерой государственного телевидения с металлом в голосе и на пронзительной ноте, которая никак не вяжется с его бычьей фигурой и руками, напоминающими сковородки, "тяжелые времена".
Противники Лукашенко, между тем, поднимают себе настроение анекдотом, который сейчас чрезвычайно популярен в Минске: "Для Вас у нас есть одна хорошая и одна плохая новость, - говорит председатель избирательной комиссии после подсчетов голосов Лукашенко. - Хорошая: Вы снова президент. Плохая: за Вас никто не проголосовал".