Вашингтон, 7 сентября 2001 года. В четверг государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) заявил, что Соединенные Штаты не станут настаивать на том, чтобы Москва согласилась на новую американскую стратегию в области противоракетной обороны (ПРО) до ноября, когда российский президент Владимир Путин прибудет в Америку для встречи с американским президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и членами его администрации. "Нам не следует рассматривать ноябрь обязательно как "или пан, или пропал", - сказал он в интервью. - Мы должны сохранять открытыми все альтернативные пути достижения прогресса на переговорах, и сегодня все они открыты".
Американская администрация в данный момент, кажется, отказывается от своих первоначальных надежд, что до или во время визита г-на Путина в Америку можно будет уговорить его (согласиться на план строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США и отказ от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года - прим. пер.). Соглашение относительно основы стратегических взаимоотношений (между США и Россией - прим. пер.) взамен Договора по ПРО критически важно для Соединенных Штатов, которые хотят начать испытания вызывающей острые споры системы НПРО, не нарушая ранее согласованных ограничений. Договор по ПРО в течение трех десятилетий является стержнем международного процесса контроля над вооружениями.
Заявление г-на Пауэлла последовало после нескольких недель замешательства, связанного с надеждами на встречу на высшем уровне, которая должна состояться на техасском ранчо г-на Буша. В последнее время несколько официальных представителей России предупредили, что переговоры могут затянуться на целый год или более, тогда так другие все еще остаются категорическими противниками отказа от Договора по ПРО.
Вторя другим высокопоставленным представителям американской администрации, г-н Пауэлл заявил в четверг, что Вашингтон не станет бесконечно ждать. "Нам придется подождать, чтобы посмотреть, что произойдет в период до ноября, а затем принять решение относительно того, как будет осуществляться наша программа (НПРО - прим. пер.), и определиться, можем мы или нет ждать дольше, хотим ли мы продолжать консультации с нашими союзниками, следует ли нам заручиться согласием китайцев, а также посмотреть, что у нас может получиться с русскими, - сказал он. - Мы все время заявляем, что не позволим переговорному процессу остановить наше продвижение вперед в вопросе строительства противоракетной обороны".
Г-н Пауэлл признал, что односторонний выход США из Договора по ПРО от 1972 года произвел бы дипломатическим фурор. "Несомненно, из-за этого возникнут острые противоречия", - сказал он. Но тон его высказываний был более примирительным - и терпеливым - чем тон некоторых ранее сделанных официальных заявлений. Г-н Пауэлл подчеркнул, что Соединенные Штаты хотят работать вместе с Россией над самым важным вопросом оборонной политики, ныне разделяющим двух прежних соперников. "Мы хотим сотрудничества, европейцы хотят, чтобы мы сотрудничали с Россией, конгрессу также этого хотелось бы. Я думаю, так было бы лучше", - сказал он.
Однако суть в том, что в случае, если между двумя странами в этом году не будет достигнуто согласия хотя бы в общих чертах, надежды Вашингтона на быстрый прогресс в деле строительства НПРО могут улетучиться. Администрация по-прежнему полна решимости достичь согласия в возможно более короткие сроки, и поэтому осенью этого года мы стали свидетелями резкого усиления дипломатической активности на трех континентах. В ближайшие 10 дней заместитель государственного секретаря США Джон Болтон (John R. Bolton) и заместитель министра обороны США Дуглас Фейт (Douglas J. Feith) проведут переговоры с высокопоставленными официальными представителями России. Г-н Пауэлл 19 сентября встретится со своим коллегой, российским министром иностранных дел Игорем Ивановым, а на следующей неделе министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) обсудит проблемы безопасности с министром обороны России Сергеем Ивановым. Кроме того, в середине октября г-н Буш встретится с г-ном Путиным в Шанхае, во время проведения там форума по экономическому сотрудничеству стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Американские посланники будут подчеркивать гибкость своей администрации в вопросе о том, как следует двигаться в направлении развертывания системы НПРО США, сказал г-н Пауэлл. "Мы┘ будем с ними говорить, мы им скажем, хорошо, если Вы не хотите взаимно выходить (из Договора по ПРО), давайте посмотрим, каковы альтернативы этому. Мы действительно не можем больше ждать - нам придется в одностороннем порядке осуществлять нашу программу (строительства НПРО - прим. пер.). Или, можно ли как-нибудь изменить Договор по ПРО, либо заменить его иным соглашением? Быть может, есть какой-то иной путь, чтобы мы могли двигаться вперед в исследованиях и разработках, не будучи связанными договорными ограничениями?"
Г-н Пауэлл заявил, что сегодня Москву больше всего заботит возможность расширения того, что, согласно заверениям администрации США, должно стать ограниченной системой противоракетной обороны. "Они хотят большей предсказуемости в отношении наших планов и намерений", - сказал он.
Однако, как заявил один высокопоставленный чиновник государственного департамента США, несмотря на публичные выражения своей озабоченности, Россия к настоящему времени признает "неизбежность" американской системы НПРО. Москва, быть может, надеется затянуть переговоры, используя внутренние споры в Америке относительно масштабов и стоимости этой системы. Россия признает, что в настоящее время эта идея пользуется твердой поддержкой обеих партий, добавил он. Результатом стало то, что г-н Путин с недавних пор заводит разговор о "прагматичном" подходе к данному вопросу и, как предсказывает этот чиновник, в конце концов будет готов согласиться на "ограниченный" противоракетный щит Америки, такой, который предназначается для защиты Соединенных Штатов от ракет так называемых "государств-изгоев". Через 10 лет после окончания "холодной войны" недавно приступившие к своим обязанностям правительства двух стран прочно встали на путь нахождения взаимопонимания в вопросах безопасности, добавил он. К ноябрю, по его мнению, "мы, вполне вероятно, достигнем существенного прогресса по меньшей мере в согласовании взглядов на то, какой в общих чертах должна быть новая основа (стратегических отношений - прим. пер.)".