Минск, Белоруссия. Вчера, когда белорусские избиратели должны были переизбрать своего авторитарного президента Александра Лукашенко, со всех сторон раздавались вопросы как о честности выборов, так и о природе помощи Запада продемократическим силам.
В преддверии голосования власти Белоруссии отказали в регистрации двум тысячам местных наблюдателей за ходом выборов из семи. Аналитики считают, что вызывающая нарекания система голосования раньше официальной даты выборов - некоторые избирательные участки в действительности открылись еще во вторник, а не в воскресенье - была применена для того, чтобы обеспечить победу белорусского лидера в первом туре.
Какой бы ни был результат голосования, в ходе выборов стал виден показательно высокий уровень американского и западного участия в общественной жизни Белоруссии на стороне продемократических сил, что вовлекло американского посла и высокопоставленных западных официальных лиц в политический скандал.
Хоть противники режима и говорят, что они признательны за помощь в построении гражданского общества в бывшей советской республике и, более того, за помощь в отстранении с должности человека, часто называемого "последним диктатором Европы", живой поток денег и моральной поддержки послужил почвой для заявлений Лукашенко, что его страна стала объектом вмешательства в духе "холодной войны".
Хотя финансирование иностранных политических партий противоречит законам США, денежные гранты американцев и европейцев переводятся в поддержку целого ряда продемократических групп и организаций гражданского общества, газет и ярко выраженных политических кампаний.
"Без этих [американских] денег было бы темно, жутко и страшно, - говорит Анатолий Гулаев, заместитель редактора независимой газеты "День" и вице-президент белорусского союза журналистов. - Очень немногие [оппозиционные] газеты существуют без этой помощи. Мы должны признать это и быть благодарны за эту помощь".
"Мы хотим видеть изменения системы, - сказал в интервью посол США в Белоруссии Майкл Козак (Michael Kozak). - Если Лукашенко откроет систему настолько, что будут существовать свободная пресса и свободные и честные выборы, мы признаем его правление легитимным".
Лукашенко заявляет, что атака организована лично против него, и что США преступили тонкую черту, за которой начинается интервенция, и такая точка зрения разделяется даже некоторыми его оппонентами и западными аналитиками.
"Нам не нужно, чтобы американцы говорили нам, что делать ┘ Нас нельзя поставить на колени", - заявил Лукашенко на прошлой неделе своим сторонникам. Он обвинил Соединенные Штаты и Запад в применении "грязных избирательных технологий", и зачитал список лидеров оппозиции, которые, по его заверению, получали деньги в посольстве США в Минске на его "свержение".
Лукашенко также обвинил руководителя консультативно - мониторинговой группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Ханса Георга Вика (Hans-Georg Wieck) - бывшего главу разведки Западной Германии, сыгравшего решающую роль в объединении оппозиционных партий вокруг единого кандидата - в том, что он является "начальником штаба" оппозиции.
Президент заявил, что после выборов он вышлет из Белоруссии обоих этих людей.
Вашингтон потратил 24 миллиона долл. США на Белоруссию в прошлом году, и официальные лица США заявляют, что в этом году цифра будет немного больше. Это является довольно внушительной суммой для этого обедневшего государства, зажатого между восточным флангом НАТО и Россией.
"Для меня эта помощь не является чем-то неприемлемым, если речь идет о построении открытого гражданского общества, - говорит посол Майкл Козак. - Мы не делаем из этого секрета".
Однако критики считают, что, даже если бы оппозиция и победила в воскресных выборах, ей пришлось бы долго стряхивать с себя ярлык "Made in USA". Другие утверждают, что США перестарались со своей помощью, и что оппозиции более выгодно оставаться вне власти.
"США действительно так много помогали оппозиции финансово, что она сошла с ума, - считает Александр Федута, независимый журналист, когда-то вхожий в близкие к Лукашенко круги, ныне ярый критик режима. - Назовите мне хоть одну другую страну, где вы получали бы деньги за то, что вы являетесь оппозицией".
Часть грантов разворовывается, и зачастую используется не по назначению, говорит Федута, и имеют очень маленькую реальную отдачу: "Революции так не осуществляются".
Хотя официально политические партии не получают наличных средств из стран Запада, это правило часто нарушается в Белоруссии, стране с всего десятимиллионным населением и зарождающимся продемократическим движением.
"Лукашенко прав в том, что в политику вливаются деньги извне, - говорит Паулюк Быковски (Paulyuk Bykowski), автор политических материалов белорусской еженедельной газеты "Рынок". - Из девятнадцати или около того зарегистрированных политических партий практически каждая имеет в составе учредителей от десяти до двадцати неправительственных организаций, которым не возбраняется получать средства из-за границы".
Использование американских денег для укоренения демократии не должно рассматриваться как вмешательство сверхдержавы в дела другого государства в духе "холодной войны", считает Томас Каротерс (Tomas Carothers), аналитик вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир. "США помогают уже существующей оппозиции, - говорит г-н Каротерс. - Если вы стоите перед выборами и существует возможность помочь, то эта ситуация отличается от ситуаций времен "холодной войны"".
В настоящее время существуют некоторые сравнения между Белоруссией и Сербией, где обвиняемый ныне в военных преступлениях Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) в прошлом году был лишен власти, частично вследствие активной помощи США продемократическим активистам. В феврале этого года в государственном департаменте США была проведена встреча чиновников, отвечающих за Сербию и Белоруссию, чтобы посмотреть, какие уроки Белграда можно применить в Минске.
Работа г-на Козака над сложными политическими задачками началась в Никарагуа - как он сам осторожно говорит, в ходе подготовки к апрельским выборам 1990 года, на которых сандинисты были лишены власти, а не в ходе работы с поддерживаемыми ЦРУ партизанами "Контрас". В качестве помощника государственного секретаря и позже президентского посланника, он в 1988 году предложил панамскому диктатору Мануэлю Норьеге (Manuel Noriega) сделку по уходу от власти, а в недавнее время был американским дипломатическим представителем на Кубе.
В недавнем письме в газету "The Guardian" от преподавателя Оксфордского университета выражалось сожаление "нынешней ролью очень многих ветеранов грязных войн в Латинской Америке". Козак был охарактеризован как "эксперт в обеспечении победы на выборах тех кандидатов, к которым благоволит Вашингтон".
Козак, что редко для американских послов, написал ответ, в котором говорилось, что "Наша цель и в определенной степени методология являются теми же самыми".
В письме Козака говорилось о его работе во время никарагуанских выборов. Однако вслед за этим на прошлой неделе в лондонской газете "The Times" появилась статья, которая была названа "США применяет в коммунистической Белоруссии "политику "Контрас", о странном признании Козаком незаконной помощи никарагуанским "Контрас" правильной. На основании этой статьи министр иностранных дел Белоруссии обвинил Козака в оказании "скрытой помощи" оппозиции.
В свою очередь, получатели американской помощи умалчивают о ее размере. Газеты, например, получают деньги на оборудование, от новых компьютеров и телефонных аппаратов до оплаты аренды и печатания больших тиражей.
Некоторые задаются вопросом, почему получается так, что мало влиятельные группы получают средства, в то время как оппозиционные партии испытывают нужду. "На самом деле, мы благодарны американцам┘ Однако я знаю точно, что бюджет лидера оппозиции Владимира Гончарика очень скуден", - говорит заместитель редактора газеты "День" Гулаев, чья газета в июле дважды подвергалась обыскам.
Внимание должно быть сосредоточено, по его мнению, на крупных газетах и на конкретной помощи, а не на семинарах на тему "как мы должны жить" и недолговечных листовках, которые потом пылятся в туалетах.