Он получит от 7 до 15 лет заключения. А его "сообщница", белоруска, рискует быть приговоренной к смертной казни с последующей заменой на пожизненное заключение. Сравните приговоры.
Он признался, якобы, во всем, прося прощения у Италии, у Белоруссии и у своей возлюбленной Ирины, сидящей рядом с ним на скамье подсудимых. В пятницу начался процесс - обещающий быть недолгим и с заранее просчитываемым результатом - над Анджело Антонио Пью, пятидесятилетним предпринимателем из Италии, обвиняемым в шпионаже. Согласно белорусским источникам, в вердикте не может быть сомнений: Пью будет признан итальянским шпионом. "Я знал, на что шел" - заявил, должно быть, он суду.
Процесс начался в пятницу утром в 10 часов, за закрытыми дверями. Пью - в сером пиджаке поверх клетчатой рубашки, с измученным лицом и мрачным взглядом - сидел за решеткой на скамье подсудимых и слушал, с помощью переводчика, речь прокурора. Тот требовал от 7 до 15 лет заключения, согласно статье 358 уголовного кодекса, - "разведывание информации, могущей причинить вред безопасности страны".
А вот 26-летняя Ирина Ушак, гражданка Белоруссии, рискует быть расстрелянной по обвинению в государственной измене. Она была переводчицей итальянского предпринимателя, работала в его фирме по экспорту-импорту "Anirsavida". Кроме того, она была его любовницей и, возможно, сообщницей. Вчера, на скамье подсудимых, они встретились впервые после месяцев разлуки и, по заверению очевидца, "не отрываясь смотрели друг на друга". В том, что касается шпионажа, белорусские законы не допускают легкого исхода, пусть даже смертная казнь временно отменена, и приговор будет заменен пожизненным заключением.
Анджело Антонио Пью, уроженец Банори, провинция Сассари, был арестован 18 апреля специальным подразделением "Алмаз" белорусского КГБ. Он был взят на месте преступления, как сообщают в Минске, когда получал документы, содержащие некоторые военные секреты. Это была ловушка: свидетель рассказывает, как люди из "Алмаза" выскочили, надели на Пью наручники и бросили его в багажник машины.
Необходимо сделать оговорку: Белоруссия остается по сей день музеем советского режима, где секретные службы не удосужились даже сменить название, сохранив жуткую аббревиатуру КГБ, и где судьи продолжают считать признание "царицей пыток", согласно учению сталинского прокурора Вышинского. Адвокат Пью, Сергей Козлов, предвосхищая неизбежные подозрения, заверил, что его подопечный "чувствует себя хорошо и не был подвергнут пыткам". Впрочем, начиная с ареста дело контролировалось итальянским посольством, а посол Стефано Бенаццо (Stefano Benazzo) несколько раз посетил Пью в тюрьме.
Тем не менее, остаются многочисленные вопросы: о каких военных секретах идет речь и почему на скамье подсудимых, рядом с итальянцем и его подругой, нет тех загадочных людей, которые передали ему эти документы. Привлекает внимание и тот момент, что процесс "Белорусское государство против Пью и Ушак" был отложен на конец предвыборной кампании. В воскресенье Белоруссия направится к урнам, и никто не сомневается в победе нынешнего президента, который с 1994 года держит страну в железном кулаке. Но Запад угрожает не признать результаты недемократичных выборов, оппозиция закалилась в борьбе, и Москва, оставаясь союзником и спонсором, начинает, однако, демонстрировать знаки осторожного разрыва.
Лукашенко развернул параноидальную кампанию, в худших традициях СССР пятидесятилетней давности. Случай Пью - лишь заключительный в целой серии подобных. Разумеется, не являются случайностью такое быстрое расследование и процесс, который начался за два дня до выборов и закончится в следующую пятницу. По мнению одного из кандидатов в президенты, либерального демократа Виктора Гайдукевича, арест итальянца "вписывается в атмосферу борьбы с Западом", созданную Лукашенко. И добавляет: "это не последний случай".