"Приходскую церковь, которая вверена моему попечению, посещает так мало верующих, в ней так холодно, сыро, что я всегда ношу самое теплое пальто - потому что даже место для совершения причастия покрыто большим количеством плесени".
Эти слова принадлежат не ныне здравствующему кардиналу Кормаку Мерфи-О'Коннору (Cormac Murphy-O'Connor ) , а товарищу Теннисона (Tennyson). Он произнес их в 1843 году, когда англиканская церковь находилась в крайне плачевном положении. Нынешний глава англиканской церкви опасается, что церковь, вверенная его попечению, пребывает в похожем положении и теперь.
Тем не менее, несмотря на рассказ кардинала об опустевших церквях и отчаявшихся служителях культа, его предупреждение о том, что христианство "в настоящий момент практически побеждено", не следует воспринимать просто как очередной экскурс в 2000 летнюю историю христианской церкви.
В минувшую среду кардинал Мерфи-О'Коннор, выступая на конференции священников, заявил, что англиканская церковь постепенно утрачивает влияние и вытесняется на обочины общественной жизни идеологией нового века (New Age beliefs), экологическим движением, оккультными верованиями и свободной рыночной экономикой. Он считает, что воздействие англиканской церкви на современную культуру и интеллектуальную жизнь Великобритании значительно уменьшилось.
Даже верующие, которые согласны с архиепископом Кентерберийским Джорджем Кэри (George Carey) в том, что сегодня "самое время быть христианами", разделяют озабоченность кардинала по поводу непрекращающегося сокращения численности церковной паствы. Нередко это происходит на фоне серьезных успехов, демонстрируемых альтернативными конфессиями на поприще привлечения новых последователей.
"В исламе - религии, развивающейся в Великобритании самыми быстрыми темпами - главную привлекательность составляют традиция и стабильность", - считает Саид Амели (Sayed Ameli), глава межконфессионального департамента Исламского центра в Великобритании. "Когда я беседую с обращенными в ислам христианами, они говорят о своем недовольстве значительными переменами, происходящими в христианских церквях. Христиане недовольны "большим количеством нововведений в католических церквях", протестанты говорят о том, что "больше не чувствуют настоящего вкуса религии".
Результаты опроса, проведенного "Институтом политических исследований" среди британских верующих, подтверждают слова Саида Амели. Целью этого опроса было определить важность той или иной религии для разных религиозных сообществ. Согласно полученным данным, 75 процентов британских мусульман считают свою религию "очень важной", аналогичный показатель среди белых англиканцев составляет 11 процентов. Тарик Моддод (Tariq Moddod) из Бристольского университета, участвовавший в проведении исследования утверждает: "Среди христиан исключение составляют Адвентисты седьмого дня и новые протестантские церкви, прихожане которых по преимуществу афрокаррибы или южные индейцы". Среди респондентов из числа Новых протестантов рейтинг "важности религии" составляет 71 процент.
Представители Британской ассоциации гуманистов (BHA) свидетельствуют о том, что в церкви все меньше видят источник поддержки, в поисках которой обращаются в другие места. Мадлен Пим (Madeleine Pym), исследовавшая социальную активность гуманистов и христиан, говорит: "Большинство людей, прежде обращавших свои молитвы к Богу, прося его об изменении мира, теперь пытаются проделать это собственными силами. Если ребенок терпит унижение или жестокое обращение, то он больше не обращается к Богу за помощью, поскольку может позвонить в службу помощи детям".
Клэр Райнер (Clare Rayner), одна из ведущих деятелей Британской ассоциации гуманистов, говорит о том, что ее опыт и опыт проведения подобных инициатив церквами свидетельствуют о том, что "половина таких людей - неверующие". Пим говорит: "Вызывает восхищение то, что христиане делают в этих областях, однако, похоже на то, что сегодня все меньше и меньше становится людей, которые осознают, что не могут верить в религии без трансцендентного Бога и правил, регулирующих их жизнь".
Проблема недостатка публичного культа или ритуала получила еще один отклик среди церковных активистов, включая архиепископа Йоркского Дэвида Хоупа (David Hope), выступающего за увеличение их роли в лоне англиканской церкви. Он говорит: "Многие христиане приходят к нам не для того, чтобы строить церковь, а для того, чтобы строить царство Божие. Самая удивительная вещь состоит в том, что хотя ни одна конфессия не может похвастаться большим количеством прихожан, посещающих церковь по воскресеньям, последние хорошо осознают, что забота, сострадание и любовь к ближним должны быть положены в основу церковной жизни".
Данную точку зрению поддерживает представители методистской церкви. Именно религиозный пыл методистов способствовал возрождению христианства в Великобритании от состояния прозябания, царившего в ней в 19 веке и описанного корреспондентом Теннисона. Методист Мюррей Уайт (Murray White) говорит о том, что деятельность конгрегаций в настоящий момент серьезно пересматривается, чтобы выявить их целесообразность.
Уайт отверг точку зрения, согласно которой верующих можно привлечь в церковь, предлагая им стабильные и неизменные формулы: "Мы должны найти новые пути работы и обращения к людям. Да, мы сейчас находимся на периферии, хотя нас не так мало. Более, чем 300000 последователей - значительное число в эти дни".
Его преподобие Роб Маршалл (Rob Marshall), англиканский священник, в настоящий момент ведущий церковную PR компанию, согласен с этой точкой зрения. При этом он ссылается на достаточно противоречивые эксперименты англиканской церкви, например, с постерами, ориентированными на молодежную аудиторию. Эти постеры украшены лозунгами, в которых пирсинг приравнивается к ранам Христа, полученным им на кресте. Он в частности говорит: "Организациям, стремящимся привлечь в свои ряды большое количество сторонников, не всегда споспешествует успех. Тем не менее есть множество новых и интересных путей пропаганды Евангелия".
С ним согласен и Амели, который проводит межконфессиональные сессии по вопросам семьи и изучению Библии со смешанными группами, состоящими из мусульман и евангелических христиан. Он считает: "Во всем этом есть и другая сторона, дающая благодатный материал для изучения: новообращенные мусульмане сетуют на то, что им недостаточна "воскресная религия". Им нужна такая религия, которая постоянно требовала их участия и очищала бы их".
"Я не считаю, что этот недостаток присущ только христианской религии, потому что "повседневной религии" отдают должное как представители ислама, так и христианство и иудаизм. Мы должны много работать в этом направлении и изучить эффекты, которые на всех нас оказывают процессы секуляризации и идея о том, что религия всего-навсего "игрушка для детей".
Немного статистики:
Ислам - самая быстро растущая религия Великобритании - в 1999 году насчитывала в своих рядах 675000 активных членов, в то время как в 1980 году эта цифра составляла 306000 в 1980 году.
Количество членов церкви Троицы, ортодоксальной и новых протестантских церквей выросло с 678000 прихожан в 1980 году до 908000 в 1999 году.
Количество сикхов в Великобритании увеличилось со 150000 верующих в 1980 году до 400000 человек в 1999, ряды британских индуистов за тот же период времени пополнились. В 1999 году они насчитывали в 165000 человек по сравнению со 120000 верующих в 1980 году.
Приходы христианских церквей в настоящий момент насчитывают менее 6 млн. верующих - 4,1 млн. католиков и 300000 методистов. Это только 12 процентов населения по сравнению с 22 процентами в 1970 году и 31 процентами в 1920 году.
Ряды сторонников иудаизма сократились с 101000 последователей в 1990 году до 88000 в 1999 году
Полные результаты переписи за этот год могут показать существующие тенденции развития маргинальных религий, количество приверженцев которых в 1999 году составляло - 5000 язычников, 2500 зороастрийцев и 420 сатанистов.