Китай объявил, что купит у России пять гражданских самолетов. Эта сделка придаст экономическую составляющую растущему политическому сближению между Пекином и Москвой. Китай, хотя и являлся крупнейшим импортером российских боевых самолетов и другой военной техники, до сих пор не делал каких-либо серьезных закупок гражданских машин со времени распада СССР.
Соглашение о поставке пяти российских самолетов Ту-204 было подписано в Петербурге главой правительства России Михаилом Касьяновым и премьером госсовета Китая Чжу Жунцзи (Zhu Rongji). Эта сделка не в состоянии серьезно ущемить интересы американской компании Boeing Co. и европейской Airbus, производящих большую часть коммерческих сверхзвуковых самолетов в мире, однако имеет большое значение для России, которая стремится возродить гражданское авиастроение. Россия надеется, что нынешняя сделка станет прологом на продажу в Китай более 10-ти самолетов марки Ту в ближайшем будущем. Официальные лица отказались сообщить сумму сделки, однако, по данным представителей авиастроительной отрасли, она составит не менее $150 млн.
Помимо экономических связей Москва и Пекин выражают заинтересованность в развитии отношений в противовес американской роли в международных делах и планам США по созданию системы национальной противоракетной обороны. Покупкой российских самолетов Пекин стремится продемонстрировать Вашингтону, что способен найти альтернативных поставщиков авиалайнеров, если его отношения с США испортятся, считает Владимир Савов, аналитик брокерской компании Brunswick UBS Warburg в Москве. "Для Пекина это прежде всего политическая сделка," - говорит Савов. "Однако она может стать началом чего-то нового".
Премьер Касьянов назвал покупку Китаем пяти самолетов Ту "пробной", поскольку в эксплуатации в этой стране находятся преимущественно американские Боинги.