В США - заминка с уничтожением арсеналов боевых отравляющих веществ. Почти столетие там занимались накопительством снарядов, начиненных смертельными газами. Снаряды катастрофически ржавеют, военные не знают, как и избавиться от них. Ученые демонстрируют свое бессилие перед дьявольским оружием, которое изготовлялось еще по дедовским технологиям.
Национальный научный совет недавно опубликовал в Вашингтоне две памятные записки по проблемам уничтожения химического оружия, которые демонстрируют, сколь технически сложным является это предприятие. По оценке американских ученых, безопасности не прибавится, если Соединенные Штаты полностью уничтожат свои арсеналы химического оружия до 29 апреля 2007 года. Эта дата - последний срок, до которого государства, владеющие химическим оружием, должны его ликвидировать в соответствии с конвенцией по химическому оружию, подписанной 29 апреля 1997 года.
Пример с ипритом
Впрочем, речь в опубликованных записках идет исключительно об уничтожении одного единственного боевого отравляющего вещества, а именно об иприте (горчичный газ. Прим. пер.). Не упоминая вовсе другие, частью более опасные отравляющие вещества, такие, например, как нервно-паралитический газ, авторы ожидавшихся с нетерпением документов, распространяются о масштабах трудностей для военных, техников, ученых, а также для населения соответствующих регионов страны, возникающих в связи с ликвидацией арсеналов. Объемы этого, наследства, копившегося десятилетиями во время гонки вооружений, огромны. В вооруженных силах страны находится 31 496 тонн боевых отравляющих веществ (нервно-паралитический и горчичный газ). Эти отравляющие вещества размещены в на восьми базах на американском континенте, а также в хранилище на острове Джонстон в Тихом океане. Они находятся в ведении структур армии США, отвечающих за их хранение и уничтожение. Большинство из них является начинкой снарядов для гаубиц (калибра 195 и 115 мм) и минометов (4,2 дюйма).
На острове Джонстон, где, по мнению военных, никто не живет, в тысяче километров от Гавайев, не один год пытались избавляться от накопившегося здесь с первой мировой войны, в ходе "холодной" и многих "горячих" войн наследства, пришедшего в негодность по причине старости. Военные поставили на острове установку по сжиганию отравляющих веществ (ОВ), которая позволяла путем двух раздельных термических процессов превращать иприт и взрывчатые вещества, содержащиеся в снарядах (тринитротолуол и тетрил), в безвредные субстанции. С помощью этой первой построенной для такой цели установке было уничтожено 25 процентов национального арсенала иприта. Теперь печь для сжигания собираются закрывать.
В докладе Национального научного совета говорится об эффективности установки, уровень которой находится в пределах 99,9999 процента, но в то же время и о ряде текущих проблем, с которыми, тем, не менее, пришлось столкнуться. При обезвреживании на острове Джонстон 95 000 снарядов, начиненных ипритом, встречались не единичные случаи, когда в них была течь. Произошедшие со временем химические изменения в составе ОВ создавали дополнительные трудности в работе. Так почти в половине снарядов боевые ОВ превратились в желе, которое было трудно отделять от металлической оболочки боеприпасов. Впрочем, теоретически эти металлические части в случае успешного уничтожения газа и взрывчатых веществ могут использоваться в качестве металлолома.
Сложнее была другая проблема: при вскрытии снаряда боевое вещество переливалось через край. Явление, которое, как говорится дословно в документах, приводило к заражению занятой обезвреживанием снарядов установки. В результате проводившихся работ на острове Джонстон увеличилось содержание кадмия и ртути. Оно во много раз превысило предельно допустимые нормы. Это проблема предполагает, что на новых установках такого рода должны быть применены новые фильтры.
В поисках альтернативы
Ссылка на результаты, выраженные должной, видимо, впечатлять цифрой 99,9999, вряд ли согреет душу жителей Пуэбло из американского штата Колорадо. В городе с населением численностью 100 000 человек, в получасе езды на машине от Денвера, находится один из восьми складов химического оружия и очередная площадка по его уничтожению. В Пуэбло ждут своего уничтожения
780 078 артиллерийских снарядов, в которых находится в общей сложности 2 611 тонн иприта. Это такая масса, уничтожить которую к апрелю 2007 года с помощью существующей технологии утилизации кажется делом невероятным. Правда, в настоящее время еще неизвестно каким способом будут уничтожать иприт в Пуэбло. Национальный научный совет представляет на суд общественности четыре способа, прямо не рекомендуя ни один из них. Наряду с "простым сжиганием" испытывается модифицированный вариант. Предлагается, если говорить просто, сначала снаряды замораживать с тем, чтобы при вскрытии снаряда не происходило упоминавшееся явления выплескивания ОВ. В этом случае иприт и взрывчатое вещество, в отличие от способа, который применялся на острове Джонстон, сжигаются вместе.
Альтернативой обезвреживанию путем термического окисления являются два химических метода. При их использовании происходит гидролиз, в результате чего из молекул горчичного газа удаляется вода и боевое вещество преобразуется в химически менее активную субстанцию. Эти продукты обезвреживаются далее или с помощью анаэробных бактерий (биодеградация) или процесса, который химики называют "суперагрессивным окислением воды". Однако реактор, в котором проходит такой процесс, приходится, как показывает опыт, останавливать из-за коррозии почти еженедельно и ремонтировать его.
На пути масса препятствий
Но и в случае с химическими методами между строк доклада можно больше заметить определенную беспомощность авторов, чем уверенность в возможности реализации их предложений. "Комитет концентрирует свою работу на том, чтобы добиться превращения боевых веществ в безвредную для окружающей среды продукцию, - говорит его председатель, профессор-химик из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Роберт Боудит (Robert Beaudit). - В случае с суперагрессивным окислением воды проблемы, судя по всему, оказались более сложными и более многочисленными".
Может ли население быть спокойным, узнав из доклада об отсутствии каких-либо природных изменений вокруг хранилища в Пуэбло, остается неясным. В докладе подчеркивается, что "в данном хранилище складирован исключительно иприт, который менее летуч, чем другие отравляющие вещества, и поэтому в случае взрыва или пожара он не заражает большие площади". Ни один из четырех способов, о которых идет речь, судя по всему, не созрел для использования в настоящее время. На это обстоятельство обратили внимание, прежде всего представители средств массовой информации из штата Колорадо, представлявшие памятные записки.
Армии нужна помощь, чтобы определиться
Документы, подготовленные Национальным научным советом, должны помочь военным окончательно определиться, какой из способов применить для уничтожения боевых отравляющих веществ, складированных в Пуэбло (а позднее - и на других складах). Последнее слово у военных - за министром обороны Рамсфельдом (Rumsfeld), и это слово он должен сказать к началу 2002 году. Однако, учитывая сослагательный характер доклада и призывы его авторов к продолжению рассмотрения вариантов, можно сказать, что это срок не реален. Впрочем, ясно также и то, какая из имеющихся альтернатив будет самой опасной: если вообще ничего не делать. Самый большой риск, по словам Боудита, заключается в продолжении хранения ОВ. Впрочем, говорит он, очень трудно внушить населению, что самая большая опасность таится во все более ржавеющих от времени боеприпасах. В подземельях Пуэбло и в других хранилищах покоятся реликты истории, которые создают проблемы и для современных технологий.