11 сентября 2001 года. В период, когда большинство стран мира стоит на пороге экономического спада, в одном маловероятном регионе - на территории бывшего Советского Союза - наблюдается бурный экономический рост. Любой иностранец ощущает повышение уровня жизни в этих странах, которые еще недавно считались застойными и безнадежно коррумпированными. Россия показала пример, добившись в 1999 году прироста валового национального продукта (ВНП) в размере 5,4%. В прошлом году темпы роста российской экономики еще больше возросли, достигнув 8,3%. ВНП Казахстана в прошлом году составил 10%, а Украины - 6%. В текущем году годовой темп роста ВНП России равен 5,5%, Казахстана - 14%, а Украины - 11%. Простые объяснения этого феномена вроде высоких мировых цен на нефть уже недостаточны. Ясно, что за быстрым увеличением темпов роста ВНП стоят рыночные реформы. Эти реформы начались с расчистки правительственных бюджетов, в которых доходная часть стала превалировать над расходной частью. Доходы от продажи нефти этому способствовали, но более важным было то, что правительство резко сократило дотации предприятиям и перестало обещать им больше, чем платит. Состояние общественных финансов улучшилось после существенного сокращения налогов. Россия показала пример, установив единый подоходный налог на физических лиц в размере 13% и низкий (24%) налог на прибыль предприятий. А вот в среднеазиатской республике Киргизстан и подоходный налог, и налог на прибыль предприятий были сокращены до 10%. Этому примеру последовало большинство стран региона.
Международный валютный фонд возражает, утверждая, что эти страны должны сначала усовершенствовать свою налоговую администрацию и устранить возможности уклонения от уплаты налогов - но это может быть сделано только после снижения налогов.
Поскольку Россия и Казахстан на раннем этапе реформирования осуществили значительную приватизацию, 70% ВНП приходится на частные секторы их экономики, и сегодня они пожинают соответствующие плоды. Процветает слияние компаний и наращивание корпоративных капиталов за счет поглощения одних компаний другими, в результате чего происходит радикальная реструктуризация корпораций, тогда как предприятия вроде российского "Газпрома", в которых значительная доля акций принадлежит государству, находятся в застое. Украина несколько отстала в осуществлении приватизации, но сегодня быстро догоняет остальных. После того, как в прошлом году она продала российским и казахским нефтяным компаниям четыре своих нефтеперегонных завода, она добилась самообеспеченности нефтепродуктами. В прошлом году Украина предприняла также крупную реформу земельного законодательства, в результате чего производство сельскохозяйственной продукции в стране этом году резко возросло. Киргизстан, введя единый низкий налог на совокупную сумму доходов предпринимателей, обеспечил мелкому бизнесу законодательную безопасность, и сегодня на долю мелкого бизнеса приходится половина ВНП страны. Украина последовала этому примеру, а Россия недавно приняла несколько законов, упрощающих лицензирование, снижающее до минимума количество требуемых разрешений и сокращающее государственное инспектирование. Государственные бюрократические аппараты выросли в низкооплачиваемых левиафанов, но, учась у Эстонии, Казахстан предпринял всеобъемлющую реорганизацию своего государственного аппарата, повысив зарплаты служащим до рыночного уровня. Россия и Украина изучают возможность проведения аналогичных реформ у себя.
Ускоряющиеся темпы роста экономики в бывших советских республиках после приобретения ими самостоятельности отчасти объясняются существенными переменами, которые уже осуществлены. Многие понимают необходимость реальной рыночной экономики: критическая масса рыночных преобразований, частных предприятий и понимания уже достигнута. Самую важную роль в этом сыграл финансовый кризис в России в августе 1998 года. Он стал огромным шоком для всех - но больше всего для олигархов, региональных губернаторов и коммунистов. Олигархи и коррумпированные региональные губернаторы укрепили как свое финансовое положение, так и свою власть, в то время как коммунисты поняли, что чрезмерно зарегулированная экономика не работоспособна.
На сегодня важной задачей является приведение к порядку и дисциплине правоохранительных ведомств. Резко возросла потребность в арбитражных судах, однако нередко стороны недовольны их решениями, поскольку судьи подвергаются давлению властей и проявляют склонность к получению взяток. К счастью, реформа судебной систему является приоритетной задачей российского президента Владимира Путина. Он осуществил чистку в высшем руководстве милиции и налоговой полиции, а пакет законов о судебной реформе принят в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации. На сегодняшний день социальному сектору уделяется мало внимания. В Казахстане осуществлена радикальная пенсионная реформа, в ходе которой выведены индивидуальные пенсионные накопительные счета, а Россия сейчас пытается принять более осторожный вариант пенсионных реформ, однако мало что сделано для реформирования многочисленного и плохо функционирующего аппарата управления в сферах образования и здравоохранения. В обеих сферах, как сообщается, социальные услуги по-прежнему покупаются за взятки. Необходимо ввести должное регулирование и сделать эти сферы прозрачными, но те, кому взятки выгодны, оказывают этому процессу активное сопротивление.
В расцвете экономики наиболее заметен рост экспорта, но сейчас дошла очередь и до внутренней экономики. Очень важны либерализация поставки товаров и введение жестких бюджетных ограничений вместо резкого возрастания спроса. Что интересно, все прогнозы, основывавшиеся на спросе, не учитывают этого нового роста.
Ничто так не убеждает, как реальный успех, и поэтому новый подъем экономики, базирующийся на рыночных реформах, является самым сильным аргументом в пользу дальнейшего радикального реформирования в направлении свободного рынка. Кроме того, бывшие советские республики поддерживают друг друга. Новые реформы должны способствовать увеличению темпов роста ВНП в бывших советских республиках, даже если в остальном мире наступит спад.