Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бурный рост экономики на постсоветском пространстве

Нельзя снижать темпы осуществления экономических реформ в России, Украине и Казахстане, считает старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Андерс Аслунд

Бурный рост экономики на постсоветском пространстве picture
Бурный рост экономики на постсоветском пространстве picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В период, когда большинство стран мира стоит на пороге экономического спада, в одном маловероятном регионе √ на территории бывшего Советского Союза - наблюдается бурный экономический рост. Любой иностранец ощущает повышение уровня жизни в этих странах, которые еще недавно считались застойными и безнадежно коррумпированными.

11 сентября 2001 года. В период, когда большинство стран мира стоит на пороге экономического спада, в одном маловероятном регионе - на территории бывшего Советского Союза - наблюдается бурный экономический рост. Любой иностранец ощущает повышение уровня жизни в этих странах, которые еще недавно считались застойными и безнадежно коррумпированными. Россия показала пример, добившись в 1999 году прироста валового национального продукта (ВНП) в размере 5,4%. В прошлом году темпы роста российской экономики еще больше возросли, достигнув 8,3%. ВНП Казахстана в прошлом году составил 10%, а Украины - 6%. В текущем году годовой темп роста ВНП России равен 5,5%, Казахстана - 14%, а Украины - 11%. Простые объяснения этого феномена вроде высоких мировых цен на нефть уже недостаточны. Ясно, что за быстрым увеличением темпов роста ВНП стоят рыночные реформы. Эти реформы начались с расчистки правительственных бюджетов, в которых доходная часть стала превалировать над расходной частью. Доходы от продажи нефти этому способствовали, но более важным было то, что правительство резко сократило дотации предприятиям и перестало обещать им больше, чем платит. Состояние общественных финансов улучшилось после существенного сокращения налогов. Россия показала пример, установив единый подоходный налог на физических лиц в размере 13% и низкий (24%) налог на прибыль предприятий. А вот в среднеазиатской республике Киргизстан и подоходный налог, и налог на прибыль предприятий были сокращены до 10%. Этому примеру последовало большинство стран региона.

Международный валютный фонд возражает, утверждая, что эти страны должны сначала усовершенствовать свою налоговую администрацию и устранить возможности уклонения от уплаты налогов - но это может быть сделано только после снижения налогов.

Поскольку Россия и Казахстан на раннем этапе реформирования осуществили значительную приватизацию, 70% ВНП приходится на частные секторы их экономики, и сегодня они пожинают соответствующие плоды. Процветает слияние компаний и наращивание корпоративных капиталов за счет поглощения одних компаний другими, в результате чего происходит радикальная реструктуризация корпораций, тогда как предприятия вроде российского "Газпрома", в которых значительная доля акций принадлежит государству, находятся в застое. Украина несколько отстала в осуществлении приватизации, но сегодня быстро догоняет остальных. После того, как в прошлом году она продала российским и казахским нефтяным компаниям четыре своих нефтеперегонных завода, она добилась самообеспеченности нефтепродуктами. В прошлом году Украина предприняла также крупную реформу земельного законодательства, в результате чего производство сельскохозяйственной продукции в стране этом году резко возросло. Киргизстан, введя единый низкий налог на совокупную сумму доходов предпринимателей, обеспечил мелкому бизнесу законодательную безопасность, и сегодня на долю мелкого бизнеса приходится половина ВНП страны. Украина последовала этому примеру, а Россия недавно приняла несколько законов, упрощающих лицензирование, снижающее до минимума количество требуемых разрешений и сокращающее государственное инспектирование. Государственные бюрократические аппараты выросли в низкооплачиваемых левиафанов, но, учась у Эстонии, Казахстан предпринял всеобъемлющую реорганизацию своего государственного аппарата, повысив зарплаты служащим до рыночного уровня. Россия и Украина изучают возможность проведения аналогичных реформ у себя.

Ускоряющиеся темпы роста экономики в бывших советских республиках после приобретения ими самостоятельности отчасти объясняются существенными переменами, которые уже осуществлены. Многие понимают необходимость реальной рыночной экономики: критическая масса рыночных преобразований, частных предприятий и понимания уже достигнута. Самую важную роль в этом сыграл финансовый кризис в России в августе 1998 года. Он стал огромным шоком для всех - но больше всего для олигархов, региональных губернаторов и коммунистов. Олигархи и коррумпированные региональные губернаторы укрепили как свое финансовое положение, так и свою власть, в то время как коммунисты поняли, что чрезмерно зарегулированная экономика не работоспособна.

На сегодня важной задачей является приведение к порядку и дисциплине правоохранительных ведомств. Резко возросла потребность в арбитражных судах, однако нередко стороны недовольны их решениями, поскольку судьи подвергаются давлению властей и проявляют склонность к получению взяток. К счастью, реформа судебной систему является приоритетной задачей российского президента Владимира Путина. Он осуществил чистку в высшем руководстве милиции и налоговой полиции, а пакет законов о судебной реформе принят в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации. На сегодняшний день социальному сектору уделяется мало внимания. В Казахстане осуществлена радикальная пенсионная реформа, в ходе которой выведены индивидуальные пенсионные накопительные счета, а Россия сейчас пытается принять более осторожный вариант пенсионных реформ, однако мало что сделано для реформирования многочисленного и плохо функционирующего аппарата управления в сферах образования и здравоохранения. В обеих сферах, как сообщается, социальные услуги по-прежнему покупаются за взятки. Необходимо ввести должное регулирование и сделать эти сферы прозрачными, но те, кому взятки выгодны, оказывают этому процессу активное сопротивление.

В расцвете экономики наиболее заметен рост экспорта, но сейчас дошла очередь и до внутренней экономики. Очень важны либерализация поставки товаров и введение жестких бюджетных ограничений вместо резкого возрастания спроса. Что интересно, все прогнозы, основывавшиеся на спросе, не учитывают этого нового роста.

Ничто так не убеждает, как реальный успех, и поэтому новый подъем экономики, базирующийся на рыночных реформах, является самым сильным аргументом в пользу дальнейшего радикального реформирования в направлении свободного рынка. Кроме того, бывшие советские республики поддерживают друг друга. Новые реформы должны способствовать увеличению темпов роста ВНП в бывших советских республиках, даже если в остальном мире наступит спад.