Белоруссия - изгой Европы, по замечанию госсекретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell) - "единственный и последний оплот беззакония" на континенте. При Александре Лукашенко, практикующем тоталитаризм старой школы, эта бывшая советская республика упорно цепляется за прошлое.
На правителя Белоруссии, если не на ее народ, слова обольщения со стороны НАТО и Европейского союза (ЕС), которым поддались ее соседи, действуют мало. Свободное предпринимательство не более чем иностранная выдумка в условиях командной экономики, 80% занятых в которой зависят от государства. Демократические институты еще одна чуждая идея. Г-н Лукашенко выхолостил права парламента, запугал независимые средства массовой информации, устранил соперников (если верить его бывшему главному палачу), а сейчас, похоже, подтасовал свое собственное переизбрание.
Наблюдатели от ОБСЕ заявили вчера, что воскресные выборы были состряпаны. Нет оснований сомневаться в их вердикте, равно как и в том, что оппонент г-на Лукашенко Владимир Гончарик не мог рассчитывать на честную борьбу. Г-н Лукашенко, превративший Белоруссию в подобие Албании времен Энвера Ходжи (Enver Hoxha), последовательно выражал презрение по отношению к западным ценностям и стандартам. В его искаженном представлении, все наблюдатели - шпионы.
Г-н Лукашенко - неприятный человек, но сам по себе он мало значит. В отличие от других изгоев, он не представляет угрозы для Запада; он всего лишь оскорбителен. Однако народ Белоруссии достоин лучшего. Соединенным Штатам и ЕС следует теперь пересмотреть свою политику остракизма, как это призывает сделать миссия ОБСЕ. Очевидно, что эта политика не сработала и ее продолжение чревато превращением Белоруссии в еще один Иран или Северную Корею. Рефлективная реакция: введение санкций - неверный путь. Учитывая исторический и географический факторы, а также надежды г-на Лукашенко на воссоединение с Россией, именно она способна сыграть решающую роль.
Хотя президенту Владимиру Путину, который вынужден смириться с "потерей" прибалтийских республик, возможно, нравится иметь большевистский буфер на западной границе, ему, однако, следует предупредить белорусского хулигана, что раньше или позже его власть закончится: лучше начать реформирование уже сейчас, чем рисковать получить революцию позже. Для Путина, любящего говорить о "европейской семье", г-н Лукашенко урод в ней.