http://www.repubblica.it/online/tecnologie_internet/sica/sica/sica.html
"Любовное отношение" между детьми и компьютером дает повод самым мрачным прогнозам о будущем новых поколений. Такие пессимистические мысли наполняют умы взрослых, когда обнаруживается, что дети прекрасно ориентируются в Сети. Можно подумать, что Интернет - это верный путь к неграмотности, да еще и опасная "няня" без фильтров и цензуры. Все бьют тревогу (но не всегда ли было так во время великих культурных изменений?) и никто не задастся вопросом о том, что, может быть, отступая от привычных воспитательных схем и пробуя себя в "новом" мире, дети питают свою фантазию и развивают ум.
Как неисправимые ренегаты, не признающие любой новой формы познания, так и немногие, но доходящие до крайности любители нового, никогда ни в чем не сомневающиеся, - одержимы идеями, основанными больше на ощущениях, чем на сколь-нибудь внушающих доверие исследованиях. Центр исследования детской психологии, во главе с Давидом Мегнаджи (David Meghnagi), при римском университете, - это, может быть, одно из тех немногочисленных мест, где эмоциональный мир и умственное развитие детей изучаются с точки зрения их отношения к растущему использованию технологий. Не случайно этот же университет пытается помочь учителям некоторых римских школ научиться разбираться в компьютере и освоить дидактические возможности сети.
Мегнаджи, который возглавит в этом году кафедру клинической психологии, является также профессором Общества психоаналитиков, он известен своими работами об отношениях между фрейдизмом и иудаизмом. Но мало кто знает, что Мегнаджи занимался с детьми в израильских кибуцах, а также с детьми с расстроенной психикой в Риме. А сейчас он, можно сказать, "проникся" маленькими интернетчиками. Вот к этому специалисту мы и обратимся, чтобы узнать побольше.
- Сейчас во всех школах есть компьютеры, пусть даже не очень много. Они используются в явно педагогических целях. Но телеинформатика становится времяпрепровождением и все больше захватывает жизнь ребенка. Почему детский мозг настолько подвержен подобным вещам?
- Потому что удовольствие от манипуляции объектами и от изменения зрительного пространства входит во взаимодействие с экстраординарной способностью ребенка фантазировать. Детские мысли "синкретичны", основаны на наложении разных вещей друг на друга. Виртуальный мир, который своими очень разнообразными проявлениями напоминает метафоры мира снов, очень близок детской восприимчивости. И сноровка ребенка при использовании компьютера объясняется этим глубинным "волшебством", желанием трогать и переделывать, влиять на реальность, даже если она виртуальна.
- А Вам не кажется подозрительной вся эта обеспокоенность взрослых? Создается впечатление, что мы хотим поместить в футляр этих наших бесценных деточек, и любоваться ими, причем лучше издалека┘
- Могу сказать, что, безусловно, есть определенная тоска взрослых по отношению к тому, что они не могут контролировать. То же самое происходило, например, с умением писать: большинство родителей боялись обучать маленьких детей письму или чтению. Непонятная позиция, если вспомнить о том, что в иудейской традиции дети трех-четырехлетнего возраста учились читать и писать, без всякого негативного эффекта┘ Настоящая проблема в другом: каким образом и сколько времени дети могут спокойно проводить в Интернете.
- Начнем с того, "каким образом". Можем ли мы спокойно оставлять детей одних перед компьютером, убедившись, что они не зайдут на сайты, пропагандирующие насилие, порнографию или педофилию?
- Нет, я думаю, так делать нельзя. Если взрослый предоставляет ребенку только видео, оставляя его без игрушек, без какого-либо общения со взрослыми и детьми, то сеть начинает выполнять опасную функцию пассивации┘ Интернет никаким образом не может заместить отношения привязанности, дружбы, необходимые для всех нас, и особенно для детей.
- А по какой причине?
- По той "простой" причине, что отношения между людьми стоят в основе эмоционального и познавательного развития ребенка, в том смысле, что эмоции - это интерпретация реальности, и поэтому необходимый элемент психического роста. Это верно как с филогенетической (видовая память), так и с онтогенетической (наше существование в мире) точек зрения. "Древнейшая" часть нашего мозга, отвечающая, в частности, за привязанность и агрессивность, построена на функции интерпретации реальности. И с самого начала наших дней функция наших эмоций состоит в фильтрации того, что мы узнаем из реальности.
- А если перевести это в менее абстрактную плоскость┘
- Ум ребенка глубоко связан со способностью испытывать и переживать эмоции. В таком случае, хорошо, если рядом с ребенком, сидящим у компьютера, есть "значимый" взрослый, и очень хорошо, если группа детей таким образом играет и что-то узнает. И плохо, если ребенок закрывается в своей комнате и часами просиживает за компьютером: это знак дискомфорта в семье, это означает, что ребенок не общается с родителями и ищет убежище от невыносимой ситуации - та же функция, что и, например, у дневника. Даже самые конструктивные технологии не могут заменить живого отношения между матерью и ее ребенком, между родителями и их детьми. Вот в чем дело.
- Вы затронули и вопрос о времени нахождения ребенка перед компьютером. Казалось бы, это банальность, но в то же время - очень серьезный вопрос, который должен быть хотя бы поставлен.
- К сожалению, у нас нет никакой культуры здоровья, связанной с использованием компьютера, который вредно действует на сетчатку и утомляет глаза, подобно тому как излишняя нагрузка на руку может привести к боли в суставах и воспалениям. Это очень серьезный вопрос, и тем серьезнее, чем младше ребенок, сидящий у компьютера.
- И последний вопрос. Дети теперь стремятся использовать сеть как огромную и глобальную игру в их распоряжении. Не может ли это иметь позитивного значения? Может быть, такие дети будут стоять на шаг впереди остальных?
- Да, безусловно, но в том случае, если дети, даже самые маленькие, будут с помощью взрослых учиться активно использовать компьютер, а не только как хранилище, из которого можно пассивно что-то доставать - такое отношение приводит к безразличию. Но воспитательный процесс только тогда может сделать качественно позитивный скачок, когда мы сможем объединить виртуальный мир с традицией памяти и письменности, в противном случае нам придется столкнуться с процессом опустошения истории, с тяжелейшим культурным упадком.