День 11 сентября стал для президента США новой точкой отсчета в его деятельности в качестве главы государства. Способен ли он возглавлять супердержаву? Вопрос не риторический, поскольку американцы громко заговорили о несостоятельности Буша (Bush) как президента.
Именно сейчас, когда президентом США является Джордж Буш (George Bush), нация пережила саму страшную в своей истории катастрофу. Именно Джордж Буш, который два года назад даже не знал имен глав правительств Пакистана и Индии, должен повести свободный мир против сил международного терроризма. И именно Джордж Буш, который добился президентства таким бесславным образом, должен теперь морально поддержать находящийся в страшной неуверенности народ и объединить его. Нет сомнений, что 11 сентября является решающим днем в президентской карьере Джорджа Буша. И ни перед одним президентом США, даже перед Франклином Рузвельтом (Franklin Roosevelt) не стояла задача решения столь сложной задачи.
Невидимый враг
Когда нападению подвергся Перл-Харбор, с которым охотно сравнивают нынешний террористический акт, Рузвельту было не трудно придти к решению по двум причинам: перед ним был конкретный враг, и он сделал понятный вывод: США вступают во вторую мировую войну. Бушу тяжелее: он не знает (пока) врага и поэтому не может реагировать немедленно. То есть, он находится в ситуации, в которой было бы непросто любому главе правительства, даже такому, кто находится на своем посту больше восьми месяцев. После террористического акта Буш обязан защитить народ. Он должен показать способность твердо управлять страной.
Однако в первые часы после катастрофы казалось, что штурвал в руки взял не президент, а вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney). Буш, когда узнал о трагедии, поехал в школу во Флориде. Его взгляд, полный ужаса, видели по всему миру. Однако в часы крайней необходимости присутствия президента не чувствовалось. Из Флориды он полетел на базы ВВС в Луизиане и Небраске. Он, конечно, дважды обращался к своему народу, но речи его были слабыми по содержанию. Так появился сначала разрушительный образ молокососа Буша, который держится подальше от Вашингтона, чтобы не брать на себя ответственность за принятие решений, в то время как в Белом доме командуют стреляные воробьи.
Разумеется, позже стало известно, что возвращаться в Вашингтон президенту запретили службы безопасности. Однако по имиджу Буша уже был нанесен удар. Лишь спустя десять часов после катастрофы, президент, наконец, обратился к потрясенному народу из своего Овального кабинета и пообещал провести расследование и наказать виновных.
Политические наблюдатели требуют теперь, чтобы Буш изменил свое поведение на посту президента. "К нам пришла опасность, а Вы оказались совершенно не тем человеком, о котором до сих пор говорила администрация. Вы должны поставить во главу угла другие проблемы", - заявил представитель авторитетного "Brookings Institut" Томас Манн (Thomas Mann) в интервью газете "Washington Post" и потребовал от Буша отказаться о планов создания системы противоракетной обороны и организации более эффективной борьбы с терроризмом. Однако судить о Буше только по этим делам будет нельзя. Он должен также всем показать, что он предельно четко представляет будущее. Так, как это представлял Рузвельт в 1941 году. Тогда однажды можно будет сказать: "Как раз благодаря Джорджу Бушу".