НАТО впервые в своей истории констатировала наличие случая, требующего коллективных оборонительных действий. Вчера вечером послы 19 государств-членов этой организации приняли решение, что альянс, руководствуясь статьей пять Североатлантического договора от 1949 года, может оказать помощь США. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson) при этом подчеркнул, что руководство проведением террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне осуществлялось из-за рубежа. В данном случае речь идет о вооруженном "нападении на всех", что влечет за собой выполнение союзнических обязательств.
С наступлением этого случая все страны-члены НАТО обязаны незамедлительно принять меры, которые они считают необходимыми, "для восстановления и поддержания безопасности в североатлантической зоне". Впрочем, наступление такого случая первоначально означает лишь то, что вооруженные силы США могут пользоваться общей инфраструктурой НАТО. Для нанесения возможных ответных ударов американцы могут использовать структуры управления НАТО и все военно-воздушные базы в Турции или в Греции. Без всяких вопросов в распоряжение ВВС США передаются также трубопроводы альянса для подачи топлива. Наконец, инфраструктура НАТО включает также систему раннего обнаружения АВАКС воздушного базирования, которую обслуживают также и немецкие военнослужащие.
Оговорки берлинского парламента
Далее предстоит решить вопрос, могут ли США рассчитывать на военную помощь также отдельных государств-членов НАТО. В случае положительного решения вашингтонская администрация может поручить главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американскому генералу Джоузефу Ролстону (Loseph Ralston) сформировать объединенную группировку. Согласно Североатлантическому договору, решение о том, какой вклад, в конечном счете, необходим, остается в руках каждого отдельно взятого государства, входящего в альянс. Бундесвер (вооруженные силы Германии. - Прим. пер.) может участвовать в совместных операциях лишь с одобрения бундестага (Нижняя палата парламента ФРГ. - Прим. пер.).
В Брюсселе первоначально сомневались в возможности проведение совместных военных операций с участием всех союзников. Предположительно, для США было лишь важно получить доступ к инфраструктуре НАТО. По информации из кулуаров НАТО, уже в течение вчерашнего дня ряд баз НАТО в районе Средиземного моря был приведен в боевую готовность. Для базы в Инжирлике, что в Турции, была объявлена даже высшая степень боевой готовности. В случае массированного применения авиации для вооруженных сил США полезными окажутся трубопроводы, по которым поставляется топливо.
Из кулуаров НАТО также просачивается информация о том, что ряд членов альянса первоначально проявил медлительность, прежде чем согласиться с наступлением случая коллективной обороны. Среди них была и Турция. Причиной этого, вероятно, является ее географическая близость к таким странам, как Ирак, Иран и Афганистан. Юридической стороной дела эксперты альянса начали заниматься еще во вторник. Сначала возник спор, можно ли рассматривать террористические акты как вооруженное нападение при условии, что они осуществлялись не из-за рубежа, а изнутри страны. В конечном счете, специалисты обратились к новой стратегической концепции, принятой на встрече в верхах в Вашингтоне в 1999 году. Параграф 24 четко формулирует, что нанесением ущерба интересам безопасности НАТО считаются также террористические акты, саботаж, организованная преступность или возникновение проблем, связанных с поставками с жизненно важных ресурсов.
Другой возникший вопрос: кого считать ответственным за террористические акты в США. Объявление о наступлении случая, предусматривающего организацию коллективной обороны, предполагает четкую идентификацию страны, организации или личности в качестве нападающих. Возможно, недостаток надежной информации о зачинщиках террористических актов явился одной из причин того, что послы так и не смогли вчера принять решение по пятой статье.
В истории НАТО, созданной 52 года назад, впервые объявляется о наступлении случая, предполагающего организацию коллективной обороны. Лишь однажды, незадолго до начала войны в Персидском заливе, государства-члены альянса публично обращались к пятой статье. В совместном заявлении они тогда напомнили, что союзнические обязательства сохраняются и после окончания "холодной войны". Однако поскольку во время войны в Персидском заливе речь о нападении на членов НАТО, таких, например, как Турция, не шла, то заявление так и осталось без последствий.