Москва. Российские граждане со слезами на глазах оставляют букеты цветов и записки с выражением соболезнований перед зданием американского посольства в Москве, и эти акты солидарности подчеркивают, в каком направлении могут развиваться новые американо-российские отношения в свете проведенных во вторник террористических атак.
Городской терроризм стал общим звеном между двумя бывшими соперниками времен "холодной войны". Череда взрывов жилых зданий в России в 1999 году, в которых Кремль обвинил чеченских сепаратистов, не предоставив этому доказательств, унесла жизни свыше трехсот человек.
Сейчас Москва чувствует, что ее неоднократно повторявшиеся предупреждения о растущей исламской угрозе, распространяющейся из Средней Азии и Кавказа, а также ее просьбы о помощи Запада в конце концов расслышаны в Вашингтоне. Некоторые московские аналитики предполагают, что теперь могут последовать совместные действия по осуществлению военного ответа.
Однако аналитики предупреждают, что развитие ситуации может пойти различными путями. Трагедия может помочь установить новые рабочие взаимоотношения, предусматривающие обмен информацией и, возможно, иными средствами, для борьбы с терроризмом. Или президент Буш (Bush) может еще больше склониться к применению одностороннего подхода к ключевым стратегическим вопросам, отрезая Россию и другие страны от планов США.
Мир "должен объединиться в борьбе с терроризмом", заявил президент России Владимир Путин во время короткого телевизионного заявления, сделанного вскоре после атак.
"Это начало новой эры, в которой государства являются не инициаторами войны, а мишенями", - говорит сотрудник Московского центра Фонда Карнеги за международный мир Дмитрий Тренин. Сейчас, "с объективной точки зрения, США, Израиль и Россия стоят на одной стороне". Тем не менее, считает г-н Тренин, "многие противоречивые вопросы российско-американского сотрудничества остаются на повестке дня".
Министр обороны Сергей Иванов предложил поделиться любой информацией, добытой Россией, которая поможет найти виновных. Самым главным подозреваемым, по мнению американских официальных лиц, является Усама бен Ладен (Osama bin Laden), который из своего убежища в Афганистане управляет всемирной сетью воинствующих групп.
По мнению аналитиков, при нанесении каких бы то ни было военных ударов по целям, находящимся в стране, на девяносто процентов контролируемой милицией исламского движения "Талибан", необходимо принимать во внимание, что Россия уже располагает десятитысячным контингентом войск около северной афганской границы, в бывшей советской республике Таджикистан.
В августе прошлого года, помощник Бен Ладена подтвердил опасения России, заявив, что 400 арабских и афганских боевиков были отправлены Бен Ладеном на помощь сепаратистам в Чечню, мусульманскую республику на юге России.
Одной из карт, разыгрываемых Россией, которая, по мнению аналитиков, может быть также разыграна и Соединенными Штатами, является поддержка вооружением и советом антиталибского "Северного Альянса", возглавляемого Ахмедом Шах Масудом (Ahmed Shah Masood). Однако ситуация осложняется противоречивыми сообщениями о том, что г-н Масуд мог быть убит в воскресенье.
Однако, говорят аналитики, вопросы, тревожащие американо-российские отношения - от предложений США по противоракетной обороне, соглашений в области контроля над вооружениями и расширения НАТО до злодеяний в Чечне - все еще сохраняются. И аналитики предсказывают, что способ осуществления атаки - удар пассажирского самолета по американским городам вместо баллистической ракеты, пущенной "государством-изгоем" - несомненно будет использоваться в протестах России против планов президента Буша построить противоракетный щит.
"До вторника США верили, что система противоракетной обороны является главной гарантией, обеспечивающей защиту американской территории, - говорит Юрий Гладкевич из информационной службы "Интерфакс - Агентство военных новостей". - Сейчас стало совершенно понятно, что основная угроза исходит не от, например, иранских ракетных арсеналов".
Если Афганистан окажется в центре внимания, то представляется большой простор для сотрудничества, которое может заключаться в технической помощи России нанесению американских ракетных ударов баллистическими ракетами по возможным местам нахождения Бен Ладена - что осуществил президент Клинтон (Clinton), однако без помощи России, в 1998 году, после взрывов в двух американских посольствах в Африке.
"Россия не всемогуща сейчас, однако она является одной из немногих стран, обладающих реальным опытом борьбы с терроризмом", - сказал г-н Гладкевич.
Разведывательные службы также могут быть привлечены к обмену информацией о воинствующих группировках. Раз ЦРУ играло важную роль в подготовке моджахедов, таких, как Бен Ладен, с тем, чтобы бороться с советской оккупацией Афганистана в восьмидесятых годах, то в архивах КГБ могут быть сведения об аналогичных креатурах Комитета наподобие Бен Ладена, которые сейчас весьма вероятно могут оказаться с ним в одной команде.
Однако, из-за барьеров "холодной войны" на пути сотрудничества стоят высокие препятствия. Даже союзники по НАТО не делятся своей лучшей разведывательной информацией. Причина одна: недавние утечки информации скомпрометировали некоторые операции НАТО в Боснии, Косово и Сербии. "Существует очень много оснований для совместной работы в сфере безопасности и разведывательной информации, однако обеим странам необходимо перестать относиться друг к другу как к главному противнику", - говорит г-н Тренин.
"Важно избежать упрощенной реакции на произошедшее", так как "существует множество Бен Ладенов", - говорит Виталий Наумкин, глава московского Центра стратегических и политических исследований. Перечисление "террористических центров" в Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии, Египте и "многих других местах" приведет к "стремлению осуществления некоторых совместных военных операций ┘ однако я сомневаюсь, что это будет конструктивной реакцией".
"Убейте Бен Ладена, и вы сделаете из него мученика, - говорит г-н Наумкин. Главная проблема заключается во взаимоотношениях между Западом и бедными странами в стремительно глобализующемся мире".
"Я боюсь того, что этот террористический акт может подтолкнуть Буша к его инстинктивному стремлению действовать в одностороннем порядке. После первой волны взаимопонимания и призывов к сотрудничеству, он может повести США своей собственной дорогой, выполняя свою собственную повестку дня┘ Он может занять такую стратегическую линию, что России будет сложно сотрудничать с США".