Автор был государственным секретарем США в период с 1973 по 1977 год, при администрациях Никсона и Форда
14 сентября 2001 года. Вот уже в течение десятилетия демократические режимы все больше становятся жертвами иллюзии, что внешняя угроза исчезла, а опасности, если таковые и есть, по своему происхождению являются преимущественно психологическими или социологическими; что, в определенном смысле, сама история в том виде, как она зафиксирована до настоящего времени, трансформировалась в подраздел экономики или психиатрии.
Хотя мы и испытали на себе терроризм, он в общем случае был направлен против американских объектов за рубежом; эффект террористических актов был преимущественно символическим и достаточно далеким от того, чтобы угрожать жизням или гражданскому обществу в Соединенных Штатах. Реакцией обыкновенно было суровое осуждение; один-два раза проводились рейды возмездия и принимались меры судебного преследования против тех нарушителей, которых удавалось найти и задержать.
Нынешняя ситуация диктует необходимость нового подхода. Президент Буш-младший (George W. Bush) мудро предупреждает, что атаки на Нью-Йорк и Вашингтон равноценны объявлению войны. А в войне недостаточно проявлять стойкость и выносливость, важно добиться победы. Атаки террористов представляют собой фундаментальный вызов гражданскому обществу и безопасности США. Целью (атак террористов - прим. пер.) были не наши военные, но мораль и образ жизни гражданского населения. Прежде всего это несчастье заставляет нас понять, что некоторые из утешительных посылок глобализованного мира не применимы к той его части, которая прибегает к терроризму. Этот сегмент, кажется, настолько глубоко мотивирован ненавистью к западным ценностям, что его представители готовы идти на смерть сами и причинять огромные страдания невинным, угрожая разрушением наших обществ ради того, что они себе мыслят как столкновение разных цивилизаций. По мере того как эти реалии проникают в сознание демократического мира, террористы уже проигрывают важную битву. В Соединенных Штатах они столкнутся с объединившимся против них народом, полным решимости любой ценой искоренить зло терроризма.
Террористы способствовали тому, что в рядах западного альянса прекратились дискуссии относительно того, есть ли еще у союзников общая цель в мире периода после "холодной войны". Все западные демократические государства признают, что нападение на Америку - если оставить его безнаказанным - является прелюдией к тому, что может еще легче случиться с их собственными обществами. Совместный опыт почти двух поколений людей не забыт, в конце концов, и остается по-прежнему нужным. Страны, не являющиеся членами НАТО, также имеют общий интерес: не стать объектами шантажа со стороны прячущихся в тени террористических группировок, которые используют свои возможности для того, чтобы причинять страдания с помощью стратегии, основанной на бесчеловечности и не подчиняющейся никаким институционным ограничениям. Перед нами стоит задача преобразовать общие цели в действенную политику. Что касается Соединенных Штатов, следует для начала пересмотреть организацию и порядок действий наших разведывательных служб. До какой степени убежденность в том, что наступил период относительного спокойствия, способствовала определенной апатии в отношении будущего? До какой степени здесь сыграли свою роль ограничения в ресурсах? Быть может, необходима новая организация для осуществления контрмер?
Второе, необходимо нанести удары возмездия по ресурсам, которые были задействованы в нападении на Америку. Полумеры скорее причинят вред, чем обернутся благом.
Однако самой важной задачей на сегодняшний день следует считать не удары возмездия, а полное искоренение терроризма. Война, которую, как сказал наш президент, мы должны выиграть, ведется не по законам "око за око, зуб за зуб". Настоятельно необходимо пойти дальше ныне устоявшегося принципа ответа ударом на удар и уголовного преследования, чтобы перенести борьбу непосредственно к истоку этой проблемы. Террористические организации необходимо заставить перейти к обороне, их сети нужно разрушить, отсечь их от источников финансирования и, прежде всего, подвергнуть непрекращающемуся давлению их базы, чтобы лишить их всякого убежища. Предотвратить будущие кровавые вылазки, заставив террористов убегать от возмездия, а затем уничтожить их.
Разведывательным службам демократических государств безусловно под силу выявить те организации, которые способны осуществлять глобальные террористические операции. Число стран, которые предоставляют убежище этим террористам, достаточно ограничено. Первым делом следует предупредить эти страны, что они станут изгоями, если будут и дальше давать убежище террористам; что мы не станем с ними церемониться и нанесем удары по военным объектам, которые являются угрозой для безопасности свободных людей; что мы будем считать страны, предоставляющие террористам убежище, персонально ответственными за атаки, осуществленные организациями, с которыми эти страны сотрудничают. Конкретно, Соединенным Штатам следует потребовать от Афганистана выдачи Усамы бен Ладена или его выдворения с афганской территории. Принимала его группировка или нет участие в нападениях на Нью-Йорк и Вашингтон, он виновен в других атаках на американские объекты и в гибели американцев. Если Афганистан откажется, мы должны считать себя свободными нанести удар по объектам Усамы бен Ладена или любым афганским объектам, способным оказать ему поддержку. Если его выдворят из страны, любое правительство, которое предоставит ему убежище, следует информировать о решимости Америки принять военные меры с целью его поимки, уничтожения его организации и объектов в стране его пребывания, которые оказывают ему поддержку.
Следует опубликовать список террористических организаций. Правительства стран мира следует предупредить, что любая страна, предоставляющая им убежище, столкнется с полным, строго соблюдаемым экономическим бойкотом, отказом в американских (и, можно надеяться, союзных) визах для его граждан, опасностью военных мер против штаб-квартир террористов и поддерживающих их объектов на территории страны пребывания. Все страны следует предупредить, что поощрение терроризма государственными средствами массовой информации будет рассматриваться как недружественный акт. Америка и ее союзники должны позаботиться о том, чтобы не представлять эту новую политику как конфликт между цивилизациями, между Западом и исламом. Идет сражение против радикального меньшинства, позорящего гуманные аспекты, которые демонстрировал ислам в свои лучшие периоды.
Далее, кое-кто считает, что Америке следует изменить свою внешнюю политику таким образом, чтобы исключить негодование, которое порождает терроризм. Разумеется, американскую внешнюю политику следует постоянно корректировать. И хорошие отношения с исламскими странами должны быть одним из ее главных компонентов. Однако умеренность полезна лишь для тех, про кого известно, что у них есть другая альтернатива. Не в интересах даже умеренных исламских стран считать, что политика США - или Запада - является проявлением трусости перед лицом угрозы или фактических акций террора. Ибо первыми жертвами подобного курса были бы умеренные в исламском мире и, в конечном итоге, население всех демократических стран.
Справившись с серьезными военными и идеологическими угрозами последней половины столетия, мы сегодня должны справиться и с этой менее прямой, но, пожалуй, более вероломной опасностью и добиться не менее решительной победы.