Москва, 18 августа. Пребывающие в нищете постсоветские государства Центральной Азии стоят перед лицом самой трудной задачи за десять лет, прошедшие с момента обретения независимости: стоит ли помогать Соединенным Штатам в их атаке на соседний Афганистан, и если да, то каким образом.
Узбекистан стал первой граничащей с Афганистаном страной, которая выразила готовность сотрудничать с Америкой, объявив, что он "готов обсуждать любую форму сотрудничества в борьбе против международного терроризма, включая размещение вооруженных сил США".
Таджикистан также заявил, что он готов обсуждать вопросы сотрудничества, однако от американцев еще не поступало никаких запросов.
Главным фактором является позиция Москвы, чьими колониями ранее были республики Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, и которая до сих пор относится к ним как к своей собственности. А также в каждом из этих государств потенциально возможно возникновение своего собственного исламистского мятежа.
Америка и Россия впервые обсуждали этот вопрос лицом к лицу вчера, в ходе встречи в Москве высокопоставленного чиновника государственного департамента США Джона Болтона (John Bolton) с российским министром иностранных дел Игорем Ивановым. Дальнейшие переговоры на высоком уровне запланированы на сегодня и завтра.
Президент России Владимир Путин позвонил вчера по телефону президентам Азербайджана, Киргизстана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана для того, чтобы обсудить с ними "изменения в международной политической ситуации". А глава подчиненного г-ну Путину Совета Безопасности Владимир Рушайло отправился в поездку по всем странам региона для ведения переговоров с официальными лицами по вопросам терроризма, говорится в заявлении Кремля.
Из государств, граничащих с Афганистаном, Узбекистан сильнее других хочет помочь американцам, Таджикистан будет руководствоваться решениями своих шефов в Москве, а Туркменистан проявляет нейтралитет.
Президент Ислам Каримов, авторитарный руководитель Узбекистана, чуть было не был убит два года назад взрывом бомбы в столице государства Ташкенте, ответственность за который была возложена на поддерживаемых талибами воинствующих исламистов. Его режим стремится поквитаться.
Узбекистан имеет общую границу с Афганистаном протяженностью примерно сто шестьдесят километров, а протяженность таджико-афганской границы превышает тысячу километров. На юге Таджикистана также находятся хорошо оснащенные базы, подходящие для осуществления налетов. Однако базы контролируются русскими, которые заявили, что нельзя и подумать о том, что вооруженные силы США будут использовать экс-советские базы в Центральной Азии.
Таджикистан занимает согласованную с Москвой позицию, хотя министр иностранных дел завил вчера, что его страна готова "к сотрудничеству с США в борьбе против терроризма".
Туркменистан, также имеющий протяженную границу с Афганистаном, является единственным из трех центрально-азиатских республик государством, поддерживающим относительно стабильные отношения с режимом Талибов, и его вклад в американский альянс наименее вероятен.
Одобрение России, судя по всему, необходимо для осуществления Соединенными Штатами любой деятельности на территории любого центрально-азиатского государства. И вместе с тем, предлагая американцам информацию, политическую и дипломатическую помощь, Кремль также определил границы своей поддержки, исключив для себя военную роль.
Несмотря на два десятилетия враждебности по отношению к США, Иран показал беспрецедентные признаки поддержки. Верховный лидер Ирана Аятолла Аль Хамейни (Ayatollah Ali Khamenei) осудил вчера атаки, однако заявил, что наказание Афганистана может стать причиной человеческой катастрофы и может создать Америке еще больше проблем. Он также объявил о закрытии границы с Афганистаном, вероятно, для того, чтобы предотвратить поток беженцев, хотя это также будет на пользу Соединенным Штатам, так как перекроет пути отхода сторонникам Бен Ладена (Bin Laden).
Тем временем Пакистан пообещал помочь США, однако сконцентрировался на попытках убедить талибов выдать Бен Ладена американцам.
Китай назвал атаки на американские города варварскими и заявил, что присоединится к борьбе против терроризма. Однако он скорее всего не позволит разместить американские войска на своей территории.