18 сентября 2001 года. В свете нападений террористов на Соединенные Штаты и клятвенных обещаний американского удара возмездия Россия и Китай чувствуют себя оправданными за собственные жестокие меры против мусульманских сепаратистов и за свою внешнюю политику, нередко противоречащую курсу США. Москва и Пекин многие году ведут борьбу с отчаянными мусульманскими сепаратистскими движениями: Россия - в Чечне, а Китай - в своем Синьцзян-Уйгурском автономном районе, граничащем со Средней Азией. Правительства обеих стран заявляют, что воинствующие сепаратисты являются террористами, стоящими вне закона, и проводят кампании их подавления с применением военной силы, что вызывает критику со стороны США.
Теперь, после совершенных на прошлой неделе нападений на Америку, когда Вашингтон ищет международную поддержку своему решению применить военную силу в ответном ударе, Москва и Пекин надеются на менее горячее неприятие и более сильную симпатию со стороны США. "Сегодня Соединенным Штатам должны стать более понятными действия Китая при решении своей проблемы этнических меньшинств и его политика в отношении всего этого опасного региона, простирающегося от Средней Азии до Турции", - сказал один аналитик исследовательской организации в Пекине, действующей под эгидой китайских военных.
Россия обвиняет НАТО в том, что ее солдаты слишком мягко ведут себя с исламскими повстанцами на Балканах, в то же время критикуя Россию за жестокие методы в Чечне. "Взрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне показывают, что никогда нельзя идти на уступки террористам, как это делает Запад в Македонии и Косово", - сказал Анатолий Куликов, глава подкомитета по терроризму в Государственной Думе Российской Федерации.
Китай и Россия могли бы принести пользу Соединенным Штатам, если бы те собирались нанести военный удар по Афганистану. У Пекина имеются связи с афганским движением Талибан, которое укрывает предположительного главу террористов Усаму бен Ладена (Osama bin Laden), и с Пакистаном, самым сильным сторонником талибов. Москва ведет борьбу против афганских повстанцев почти непрерывно с 1979 года, когда советские войска оккупировали страну, что позволило российской армии познакомиться с условиями местности и с нравом ее защитников. Москва заявляет, что Усама бен Ладен помогает чеченским повстанцам. Г-н Путин сказал, что взрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне подчеркивают необходимость единого фронта против терроризма.
"Существует две разные реакции на нападения террористов. Официальная, в которой г-н Путин выражает поддержку Соединенным Штатам, и популярная, основанная на раздражении от утраты Россией ее статуса сверхдержавы, которая считает, что нападения были заслуженным наказанием за агрессию США", сказал глава московской исследовательской организации Центр политических технологий Игорь Бунин, Однако, добавил он, "главным приоритетом" г-на Путина является вступление в клуб цивилизованных наций, и "он видит, что это его шанс".
Китай, быть может, имеет меньше побудительных причин для того, чтобы изменить свою политику в отношении Запада. Действительно, затруднительное положение, в котором оказалась Америка, убедило некоторых членов китайского внешнеполитического сообщества, что страна должна продолжать свою прагматическую политику в отношениях с Ираком, Ираном и другими странами, которых США обвиняют в поддержке терроризма. "Некоторые заявляют, что у Китая не может быть настоящих друзей. Может, это и правда. Но у нас нет и настоящих врагов", заявляет Чу Шулон (Chu Shulong) из Университета Циньхуа.