Москва, 19 сентября 2001 года. Поначалу казалось, что Россия может только выиграть от разрушительных самоубийственных атак террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Даже главная чеченская веб-страница, которая редко упоминает о благоприятных для России событиях, поместила заголовок "Американская трагедия выгодна Москве". Президент Владимир Путин давно уже заявляет, что в Чечне он защищает западную цивилизацию, удерживая фронт против исламского террора. Теперь ужасающие события в Америке, кажется, гарантируют, что его голос будет услышан в Западной Европе и в США.
Но этот кризис таит для Москвы также и опасности. Он выдвигает на авансцену мировой политики пять среднеазиатских государств, все из которых в прошлом входили в состав Советского Союза. Ранее, как отмечается в докладе об обстановке в Средней Азии, подготовленном занимающейся кризисными ситуациями международной аналитической организацией "International Crisis Group", перед американской внешней политикой ставилась цель "сократить влияние России" в регионе. Это была не та цель, которой Соединенные Штаты добивались с большой энергией, выделяя значительные ресурсы. Это был всего лишь один из аспектов общего соперничества между Вашингтоном и Москвой в различных уголках бывшего Советского Союза, таких, как Грузия, Украина и Белоруссия. Однако в общем и целом Москва продолжала быть доминирующей державой в регионе со слабыми государствами и ограниченными ресурсами.
Сегодня все это может измениться. Среднеазиатские государства имеют разные интересы. Таджикистан, опустошенный гражданской войной в 90-х годах, близок к тому, чтобы стать российским сателлитом. Узбекистан, хотя он и управляется в авторитарном советском стиле, подозрительно относится к российскому влиянию.
На прошлой неделе российский министр обороны Сергей Иванов категорически заявил, что даже в самом гипотетическом из случаев Россия не хочет, чтобы Америка использовала базы в Средней Азии в своей кампании против Афганистана. Возможно, он берет на себя слишком много. Позднее министр иностранных дел Узбекистана Абдул Каримов заявил, что его страна разрешит Америке использовать свою территорию. Узбекистан имеет короткую общую границу с Афганистаном.
Это ставит Москву перед дилеммой. Она могла бы предоставить Соединенным Штатам воздушные коридоры, не снижая своего влияния. Но что, если среднеазиатские государства начнут заключать двусторонние соглашения с Америкой, которые фактически оставляют Россию за бортом? Москва не забыла о том, что в войне в Персидском заливе против Ирака Америка превратилась в доминирующую в зоне Персидского залива державу. Согласие России не мешать Вашингтону во время войны с Ираком не дало ей никаких выгод и было воспринято остальным миром просто как демонстрация слабости.
Впервые с момента распада Советского Союза взгляды государств Средней Азии имеют определенную важность. Москва несколько нервничает из-за того, что международный интерес прикован к ее заднему двору.