Москва, 19 сентября 2001 года. Борис Громов был последним советским воином, который покинул Афганистан. Одинокое возвращение командующего пешком по Мосту Дружбы через реку Аму-Дарья 15 февраля 1989 года символизировало унижение сверхдержавы. " Когда я пересек границу, то почувствовал, что с меня свалилась огромная ноша", - вспоминал генерал в сегодняшнем интервью.
В момент, когда Соединенные Штаты угрожают начать войну на той самой труднодоступной земле, население которой бросило вызов своим несостоявшимся советским завоевателям, г-н Громов и многие другие ветераны длившейся целое десятилетие войны в Афганистане, которую назвали советским Вьетнамом, может думать только о "море крови", которую потребуется пролить для достижения победы. Являющийся сегодня губернатором Московской области, г-н Громов осудил террористов, которые на прошлой неделе осуществили нападения на Всемирный торговый центр и Пентагон (здание министерства обороны США - прим. пер.), назвав их "дикими зверями", и подобно большинству россиян высказал мнение, что необходимо нанести по террористам "мощные ответные удары". Но он также вспоминал о том, как в 1980 году его втянувшийся в глубокое горное ущелье конвой впервые попал в засаду, и о ежедневных бесцельных преследованиях руководителей моджахедов, поймать которых было невозможно, а также об одном миллионе афганцев и 15 тысячах советских солдат, которые погибли из-за того, что г-н Громов однажды назвал "политической ошибкой" - фраза, принесшая ему широкую известность. "Если американцы введут на территорию Афганистана наземные войска, то ничего хорошего из этого не получится, - сказал он. - Лавров они не завоюют".
В момент, когда Россия колеблется, стоит ли и как именно стоит поддержать Соединенные Штаты в вооруженной борьбе против тех, кого российский президент Владимир Путин называет "общим врагом", рассказ г-на Громова служит напоминанием, что нынешняя неопределенность позиции России является не просто следствием остаточного недоверия к бывшему сопернику времен "холодной войны". Это также и не колебания, обусловленные только лишь озабоченностью в связи с тем, что Соединенные Штаты вступят в военный союз со среднеазиатскими государствами в традиционной российской сфере влияния на ее южных границах. Скорее эти колебания отражают убеждение России, что Афганистан - это такое место, где войну выиграть невозможно, где высокие горные хребты все еще хранят ужасающие воспоминания о тысячах засад и где установление контроля над городами никогда не означает приведения к повиновению территории.
В интервью последних нескольких дней высшие советские военачальники времен войны в Афганистане высказали общее суждение, что наземная война США в этой стране будет "бесполезной", как выразился отставной генерал Махмут Гореев, и "неблагоразумной", как сказал бывший генерал Валентин Варенников.
"Американская армия встретится с фанатичным сопротивлением, - заявил Руслан Аушев, командовавший в Афганистане мотострелковым батальоном, а сегодня являющийся президентом Ингушетии. - Американцы могут начать наступление, которое будет казаться действительно драматичным и эффективным в телевизионных репортажах, однако я не думаю, что его результатом станет именно тот, которого ожидают. При всей мощи американской армии она не добьется успеха".
"Советский Союз приобрел кровавый, печальный опыт в Афганистане, - сказал военный аналитик Александр Гольц, который писал об этой войне. - Афганистан - трудная страна для любого завоевателя. Культура, географические особенности - все предоставляет множество возможностей для партизанской войны, в которой тактика современных армий более или менее бесполезна. Наши вооруженные силы вошли в Афганистан подготовленными к операциям "холодной войны", к генеральным сражениям и оказались совершенно неэффективными в противопартизанской войне".
На этой неделе отставной генерал Александр Лебедь, ныне занявшийся политикой, заявил, что Соединенные Штаты вскоре также узнают, что завоевать Афганистан невозможно. "Всех запасов бомб в США и в России будет недостаточно, чтобы решить эту проблему", - сказал он в телефонном интервью из Красноярска, где сегодня является губернатором. Когда его попросили поделиться своими воспоминаниями о войне, он перечислил "вшей, грязь, кровь". По словам г-на Лебедя, советская тактика уничтожения целых поселений сделала очевидной опасность, которая таится в ответных ударах. "На каждое уничтоженное поселение приходился, пожалуй, один убитый моджахед. Остальные погибшие были невиновными. Оставшиеся в живых начинали нас ненавидеть и жить только одной мыслью об отмщении. Это не люди - волки. Мы оттуда ушли потому, что поняли, что нас стала ненавидеть вся страна", - сказал он.
Одним из следствий советского вмешательства в дела Афганистана стало прибытие в эту страну Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), который сегодня является главным подозреваемым в нападениях на Америку 11 сентября с.г., и многих тысяч других воинствующих арабских исламистов, которые стали на сторону афганского сопротивления, поддерживавшегося Соединенными Штатами Америки.
Г-н Гореев вспоминает о своих первых встречах с Усамой бен Ладеном: "Бен Ладен воевал с помощью денег и террора. Он платил своим бойцам, воевавшим против советских войск, по 200 долл. США в день. И он готовил всевозможные диверсионные акции: ежедневно звучали взрывы на рынках, в офисах, устраивались засады против советских солдат. Он щедро за все платил". Сегодня бен Ладен снова действует с территории Афганистана, но его врагом является уже не Советский Союз, который прекратил свое существование, а Соединенные Штаты Америки, которые когда-то финансировали его священную войну против коммунистического руководства Москвы. Многие бывшие советские генералы подобно г-ну Горееву не могут этого простить. "Давайте не забывать, что его создали ваши силы специального назначения для борьбы против наших советских войск. Но он вышел из-под их контроля".