Джеймс Вулси был директором ЦРУ во времена Клинтона, с 1993 по 1995. Вулси и любезен, и резок, он один из тех людей, которые сразу касаются сути проблемы, не боясь слов, даже если это такие слова, как "уничтожить" или "покончить". Не скрывает своих принципов. Среди его убеждений есть одно самое четкое: со временем США уничтожат режимы Кабула и Багдада и навсегда освободятся от Омара и Саддама. С помощью спецслужб и, особенно, социального переворота.
- Госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) утверждает, что готовится "шпионская война". Что такое "шпионская война"?
- "Шпионы будут выполнять очень важную задачу - проникновение в террористические группировки. В 1999 у нас это неплохо получалось, и мы предотвратили много покушений. Потом неразумное сокращение бюджета воспрепятствовало ЦРУ выполнять свою работу наилучшим образом".
- Это похоже на алиби спецслужб относительно 11 сентября.
- "Это просто факт. Был принят закон, не позволяющий ЦРУ вербовать людей из террористических группировок. Это бессмысленный закон. Все равно, что запретить ФБР или итальянской полиции сотрудничать с мафиози в целях борьбы с мафией. Но скоро этот закон будет отправлен в мусорный ящик".
- То есть ЦРУ получит лицензию на использование насилия?
- "После того, что сказал вице-президент Чейни (Cheney), думаю, что да, если насилие станет необходимостью".
- А какого типа сотрудничества вы ожидаете от арабских спецслужб?
- "Обмен информацией уже начался. Необходимо работать с теми, кто составляет оппозицию странам, поддерживающим терроризм. Объединить курдов севера Ирака с шиитами юга. Работать с повстанцами северного Афганистана, не упавшими духом после смерти Массуда (Massud). Мы не сможем победить малярию, убивая комаров по-одному".
- Каких комаров Вы имеете в виду?
- "Бен Ладен (Bin Laden) - самый смертоносный из комаров. Он не может жить без болота. А Афганистан и Ирак - это его болото".
- Только Афганистан и Ирак поддерживают терроризм?
- "Иран и Сирия тоже его поддерживали. Но я полагаю, что Иран и Сирия будут сотрудничать с нами".
- Следовательно, исключается всякое сотрудничество со стороны Ирака и Афганистана?
- "В Афганистане и Ираке мы должны работать на свержение режима. Чтобы добиться этой цели, мы можем применять вооружение, но есть и другой путь решения проблемы. У Саддама и Омара есть внутренние враги, они держат в своих руках массы, которые их не любят. Мы должны пробудить этих людей. Если нам удастся поддержать оппозицию, мы свергнем режимы и выиграем войну".
- Вы ничего не сказали о Пакистане, а ведь и в Исламабаде сейчас волнения┘
- "Пакистан - старый друг Соединенных Штатов. Конечно, у нас были разногласия по вопросу распространения ядерного и обычного оружия, но я уверен, что это уже позади. Пакистан будет с нами".
- Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz), заместитель министра обороны, утверждает, что необходимо "покончить" с государствами, поддерживающими Бен Ладена. Что значит "покончить"?
- "Я бы выразился по-другому. "Покончить" с режимами, а не с государствами. Мы ничего не имеем против афганского или иракского народов, которые заслуживают лучших правителей, чем те, которые у них есть. Именно поэтому мы и пытаемся сотрудничать с ними".
- Это далеко идущие стратегии, но каким будет завтра или послезавтра военный ответ?
- "Китайцы говорят, что вендетта - это блюдо, которое едят холодным. Но мы ищем не мести, а справедливости. Наш ответ не будет поспешным. Мы не сделаем ошибки, пытаясь победить режимы с помощью немедленного военного вмешательства. Мы попробуем их свергнуть, а это требует времени. После Перл Харбора мы отреагировали сразу. Мы обстреляли японские порты. Эта акция подняла дух американцев и напугала японцев. Но, с военной точки зрения, нельзя сказать, чтобы мы достигли наилучшего результата. Гораздо более полезной была работа подводных лодок в Тихом Океане, которые препятствовали прохождению японских коммерческих кораблей. Война против Японии длилась три года и восемь месяцев. А та, которая объявлена президентом Бушем (Bush), продлится дольше".
- Усама Бен Ладен отрицает свою причастность к событиям "кровавого вторника". США нужны более серьезные доказательства непричастности шейха, чем это заявление?
- "Тот, кто верит словам Бен Ладена - сумасшедший".
- Незадолго до нападения происходило большое оживление на биржах. Подскочили акции страховых компаний, авиалиний, казначейские обязательства США, фьючерсы. Комиссия по контролю безопасности биржевых сделок подозревает, что Бен Ладен мог заниматься спекуляциями, зная о предстоящем нападении. Такая гипотеза имеет основания?
- "Да, имеет. Правой рукой Бен Ладен убивал, а левой спекулировал. Но его желание спекулировать на этом нападении может погубить его самого. Ведь чтобы спекулировать, он должен был открыть свои карты: кто на него работает, где находятся его деньги, куда они вложены".
- Как возможно, чтобы США до сих пор не были способны захватить капиталы шейха?
- "В 1998 году, после покушений на американские посольства, Билл Клинтон приказал заблокировать все имущество Усамы. Но банковские правила Соединенных Штатов не одобряют "отмывания" денег. Сейчас мы изменили стратегию. Мы требуем, чтобы фискальные верхи сотрудничали с нами. Есть страны, которые упорствуют. Они, наверное, еще не поняли, что наше терпение лопнуло".
- Если можно, что это за страны?
- "Назову худшую: Кипр. Кипр, который хочет войти в Европейский союз. Мы посоветовали нашим друзьям в Брюсселе поехать туда и сказать очень просто: "вы войдете в Союз, но лет через 300-400 ┘ по крайней мере, если сейчас же не дадите информацию о капиталах Бен Ладена". Это просто подсказка нашим европейским друзьям".
- Только Кипр присутствует в вашем черном списке?
- "Естественно нет. Если говорить о худших, могу еще указать на Панаму и острова Кайман. Еще есть возможность, что они пойдут на сотрудничество. Но не думают же они, эти господа, что для сотрудничества достаточно покрасоваться на какой-нибудь международной конференции. И не делать ничего серьезного. Тот, кто с нами, должен относиться ко всему серьезно".
- Вы продолжаете говорить об отдаленных целях. Мы полагаем, что европейскому общественному мнению интересно было бы узнать о ближайших планах США.
- "Я не могу читать мысли президента Буша, но, разумеется, скоро будет дан вооруженный ответ. Но он не должен быть символическим, прошло время для нанесения показных ударов".
- Американский ответ может привести европейских союзников к опасности подвергнуться таким же нападениям. Кто более уязвим в Европе?
- "Трудно сказать сейчас. Как обычно, прежде всего, Израиль. Но, как сказал Тони Блэр (Tony Blair), этот конфликт касается не только Соединенных Штатов, но всякой страны с демократическими свободами. Я думаю, что именно демократические страны, чьи ценности основаны на свободе политики, экономики и мнений, могут стоять под угрозой террористического нападения".
- Можно ли в будущем гарантировать безопасность полетов?
- "Конечно. Это будет стоить дороже и, может быть, придется ждать дольше, но полеты будут безопасными. Больше проблем будет с маленькими частными самолетами. Несколько недель назад я был на рыбалке в Аляске. Там люди используют их как автомобили. Каждый пятый имеет права на управление. Объясните мне, как мы можем запретить им это? Я не представляю, как мы решим проблему с частными самолетами".
- Вы не думаете, что война против Бен Ладена может превратиться в конфликт между Западом и Исламом с драматическими последствиями для расовой терпимости?
- "Расового конфликта хотят Бен Ладен и Саддам. Мы должны быть уверены в том, что эта война не превратится в борьбу с Исламом. Необходимо исключить даже агрессивные высказывания. Ислам - великая религия. Миллиарды мусульман - это приятные и уважаемые люди. Бен Ладен имеет к Исламу такое же отношение, как Крестовые Походы и Инквизиция - к Христу и истории христианства. Семь миллионов американских мусульман составляют часть нашего общества. Они такие же патриоты, как евреи, католики, протестанты. Мы нуждаемся и в них, и выиграем эту войну вместе с ними".