Вашингтон - Администрация Буша (Bush) на этой неделе побуждает Россию играть ключевую роль в военных действиях США против террориста Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), скрывающегося, как подозревается, в Афганистане.
Официальные лица США не ожидают, что Москва согласится на то, чтобы позволить российским солдатам служить плечом к плечу с американскими союзниками по боевым действиям, чего не наблюдалось со времен окончания второй мировой войны. По мнению экспертов, антиамериканские настроения в российской армии и опасение ответных действий исламских экстремистов, проживающих в России, не позволят взаимному сотрудничеству выйти на этот уровень.
Вместо этого государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) и его заместитель Ричард Армитидж (Richard Armitage) планируют подтолкнуть Россию к оказанию помощи по предоставлению разведывательного и материально-технического обеспечения.
Официальные лица США считают, что Россия, которая уже вела десятилетнюю войну в Афганистане, имеет своих шпионов в сети Бен Ладена. Знание употребляющихся в Афганистане языков, географии и необходимой военной тактики также делает помощь России ключевой, говорят российские эксперты.
Министр внутренних дел России Борис Грызлов в понедельник во время своего визита в Финляндию сказал, что Россия готова предоставить Соединенным Штатам разведывательные данные о местоположении определенных террористических баз и о "местонахождении определенных людей".
Бывшие помощники президента Клинтона (Clintona) сообщают, что обмен разведданными с Москвой возрос в последние месяцы руководства администрации Клинтона.
Теперь это сотрудничество, считают эксперты, может принести большую отдачу. Россия "вела войну в этой части земного шара", говорит Майкл Макфол (Michael McFaul), аналитик Фонда Карнеги за международный мир. Бывший Советский Союз после вторжения в Афганистан в 1980 году безуспешно пытался оккупировать страну. Москва потеряла более пятнадцати тысяч военнослужащих в той изнурительной войне.
"Меня поражает ┘ как мало мы знаем об этой части земного шара, - отмечает г-н Макфол. - Мы только начинаем понимать, как мы плохо подготовлены".
Аналитики считают, что Россия желает оказать помощь, так как Москва последние годы ведет свою собственную борьбу против исламских террористов.
Россия возобновила наступление на группы чеченских мятежников в 1999 году, после серии взрывов жилых домов в Москве, вина за которые возлагалась на исламских террористов, возможно, связанных с Бен Ладеном.
В обмен на свое сотрудничество Россия ожидает укрепить свои связи с Соединенными Штатами и Европой. Аналитики заявляют, что Москва скорее всего также попытается получить некоторые специфические послабления:
- ослабить американскую критику российской военной кампании в Чечне;
- списать 48 млрд. долл. США долга западным странам;
- продолжить продавать оборонительные вооружения Ирану и помочь этой стране построить вызывающий споры ядерный реактор, что Соединенные Штаты рассматривают как поощрение терроризма;
- заставить президента Буша отказаться от плана создания системы противоракетной обороны, которая, как заявляет Россия, нарушит Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.
Последнее скорее всего не будет выполнено. Заместитель государственного секретаря США по вопросам контроля над вооружениями Джон Болтон (John Bolton) заявил в понедельник во время переговоров в Москве, что администрация по прежнему настроена создавать противоракетную оборону. "Хотя противоракетная оборона и не могла бы предотвратить эти ужасы, они показывают, что Соединенные Штаты стоят перед лицом опасных атак со стороны террористов и со стороны государств-изгоев, и что среди вопросов, над которыми мы должны продолжать работать, есть и противоракетная оборона", - Сказал г-н Болтон.
У России также есть и опасения по поводу сотрудничества с Вашингтоном:
- возможные ответные действия исламских боевиков внутри России, в которой каждый седьмой гражданин - мусульманин. "Они не хотят давать Соединенным Штатам карт-бланш. ┘ Они не хотят рисковать столкнуться с ответной реакцией", - говорит Марк Медиш (Mark Medish), бывший руководитель отдела Совета национальной безопасности при администрации Клинтона, занимавшийся вопросами России;
- вероятность массового потока беженцев из Афганистана в преддверии американских атак;
- недоверие к Америке, до сих пор существующее в вооруженных силах. "В российских военных кругах есть много людей, которые с унаследованным с прежних времен подозрением относятся к военным планам США", - говорит г-н Медиш.
Аналитики, занимающиеся Россией, считают, что, несмотря на риски, президенту Путину выгодно сбалансированное сотрудничество с Вашингтоном.
"Это будет зависеть от того, захотят ли русские ┘ поторговаться, или же они захотят протянуть руку помощи, как это сделали Соединенные Штаты во время второй мировой войны, когда русские были атакованы нацистами", - говорит Ариэль Коуэн (Ariel Cohen), аналитик по вопросам России фонда "Наследие" (Heritage Foundation).