Москва, 23 сентября 2001 года. Российский президент Владимир Путин обещал всестороннюю помощь американскому президенту Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) в проведении контртеррористической операции, включая использование российского воздушного пространства. Г-н Путин, кроме того, сказал г-ну Бушу-младшему, что он лично попросит руководителей бывших советских республик Средней Азии также присоединиться к антитеррористической коалиции. Высокопоставленный источник в дипломатических кругах сообщил корреспонденту американского журнала "Time", что г-н Путин сделал это заявление в воскресенье, во время часовой беседы по телефону с г-ном Бушем-младшим в перерыве между длившемся 6 часов заседанием кабинета министров в своей летней резиденции в черноморском городе-курорте Сочи.
Решение г-на Путина может оказаться исключительно важным для усилий Соединенных Штатов. Право пролета и использование баз в Таджикистане и Узбекистане - где есть военно-воздушная база Кагаити, расположенная примерно в 12 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) от афганской границы - скорее всего облегчат операции США в регионе. Таджикский и узбекский руководители сначала предложили свои базы Соединенным Штатам, но затем под давлением Москвы отозвали свои предложения. Москва сотрудничала с Вашингтоном во время операции "Буря в пустыне" (Desert Storm) в 1991 году, обмениваясь с США разведывательной информацией и предоставляя в их распоряжение свои самолеты дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей и управления авиацией (ДРЛО) - советский аналог западного самолета ДРЛО "AWACS". На этот раз сотрудничество Москвы, кажется, будет более весомым - хотя еще предстоит убедиться, не захочет ли г-н Путин позднее потребовать за него определенную цену.
До телефонной беседы Путин-Буш Россия посылала неоднозначные сигналы относительно сотрудничества среднеазиатских государств. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов заявил в Вашингтоне, что бывшие советские республики Средней Азии сами принимают решения, тогда как российский министр обороны Сергей Иванов категорически исключил "даже гипотетическую возможность" военного присутствия НАТО на бывших территориях Москвы, которые она все еще считает неотъемлемой частью сферы своего влияния. Для подчеркивания этой точки зрения секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Владимир Рушайло и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России Анатолий Квашнин побывали в Средней Азии. На прошлой неделе, напомнив среднеазиатским республикам об их соответствующих обязательствах по двусторонним и иным соглашениям, г-н Квашнин заявил: "Россия не рассматривает и не планирует участие в военной операции против Афганистана".