Москва, 22 сентября. Президент России Владимир Путин заявил, что Россия не будет "торговаться" по поводу условий своей поддержки войны Соединенных Штатов с терроризмом, однако из интервью с советниками и политическими союзниками Кремля вырисовывается длинный список условий, которые Москва надеется поставить Америке.
Требования России исходят из четких условий, от таких, как обещание, что американское военное присутствие в бывшей советской Средней Азии будет временным, до подразумевающихся ожиданий, что президент Буш (Bush) перестанет критиковать войну России против исламских повстанцев в мятежной Чеченской республике.
Многие российские политики также видят новую возможность добиться давно ожидавшихся уступок, которых нельзя было получить до произошедших 11 сентября атак, например, реструктуризации огромного советского долга, ускорения вступления во Всемирную Торговую Организацию, и возможно даже вступления России в НАТО.
Как бы нереалистично эти предложения не выглядели бы, список условий, которые Россия желает для себя выторговать, говорит о той мере неуверенности, в которой пребывает эта страна относительно того, что г-н Путин назвал "новым уровнем "партнерства" с противником времен "холодной войны". В тоже самое время официальные лица США рассматривают некоторые действия Москвы как настоящее желание пересмотреть часто бывающие напряженными отношения.
"Я могу со стопроцентной уверенностью сказать, что сотрудничество будет беспрецедентным, достигнет никогда не виданного ранее уровня, - говорит Александр Ослон, работающий на Кремль специалист в области опросов общественного мнения. - Однако, без сомнения, Россия поставит свои условия в ходе этого сотрудничества".
Высокопоставленные американские официальные лица, вовлеченные в переговоры с Москвой, подтверждают, что существует напряженный обмен, касающийся любых вопросов, от необходимости существования предлагаемой г-ном Бушем системы противоракетной обороны до критики Соединенными Штатами войны в Чечне и нежелания России допустить военное присутствие США в Средней Азии. Однако они также сообщают, как выразился один из них, об "улучшившемся духе сотрудничества" в сфере решения споров о НАТО, о противоракетной обороне и о распространении ядерных вооружений.
"Мы пытаемся понять границы их устремлений, и, судя по всему, они сами еще думают над этим, однако их желание объединить силы хорошо ощущается. Они рассматривают сложившуюся ситуацию как возможность показать свои добрые намерения", - говорит один из высших американских чиновников.
"Не верьте российской прессе, когда она пишет, что Путин должен дать ответ на вопрос: с Западом Россия или нет? - заявил Михаил Маргелов, близкий союзник г-на Путина в верхней палате российского парламента. - Мы уже ответили на этот вопрос. Мы с Западом. Это уже решено".
Однако г-ну Путину, отбывшему на этой неделе в президентскую резиденцию на Черном море, еще предстоит открыто обозначить контуры российской помощи, в частности, из-за споров, ведущихся в приближенных к нему кругах. Известный законодатель Алексей Арбатов назвал эту ситуацию "недостатком единства в высших эшелонах".
Некоторые источники сообщают, что министр обороны Сергей Иванов, близкий друг г-на Путина, также являющийся ветераном КГБ, и другие руководители военного ведомства несклонны к сотрудничеству. Это происходит, "по правде говоря, из-за того, что они до сих пор рассматривают Соединенные Штаты как врага", говорит один из кремлевских советников, в то время как политическая команда Путина "считает, что Россия должна участвовать в этой коалиции по политическим мотивам".
Сегодня г-н Путин собрал на Черном море высших руководителей министерства обороны, правоохранительных органов и органов безопасности для того, чтобы обсудить вопросы борьбы с международным терроризмом, и около часа разговаривал с президентом Бушем по телефону.
В краткосрочной перспективе соратники г-на Путина настроены на получение обещаний, что Соединенные Штаты не будут действовать в одностороннем порядке и что они предоставят военную помощь в случае значительных беспорядков у южных границ России в Средней Азии.
"Если Россия присоединится к Соединенным Штатам и станет мишенью для террористов, мы потребуем, стобы США оказали нам прямую военную помощь", - говорит г-н Арбатов, являющийся заместителем председателя комитета Государственной Думы по обороне. Председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин добавляет: "Дело в том, что Россия не является членом НАТО, и, исходя из этого, у нас нет гарантий нашей безопасности в случае нападения. Массированные военные акции, осуществляемые США, могут привести к дестабилизации обстановки по всей Средней Азии".
В долгосрочной перспективе, некоторый российские политики с одобрением относятся к тому, что внешнеполитический аналитик Сергей Караганов назвал "большой сделкой", в которой Россия объединится с Соединенными Штатами в новую коалицию, перестанет продавать оружие Ирану и другим странам, считающимся спонсорами терроризма, и сократит свои арсеналы ядерного оружия. "Однако за это мы должны будем чего-нибудь получить", - говорит г-н Караганов, предполагая, что обмен может предусматривать "нераспространение НАТО к границам России и решение проблемы советского долга".
Менее выраженно, российские политики настаивают, чтобы их страна, все еще страдающая от десятилетнего кризиса самоопределения, начавшегося после потери статуса сверхдержавы, рассматривалась как равноправный партнер Соединенных Штатов, а не еще один союзник среди многих.
"Самым важным является то, что Россия желает принимать участие только в тех акциях, при проведении которых она будет участвовать в принятии решений, - говорит политолог Сергей Марков. - Мы хотим признания, не как слуги Америки, а как независимой страны".
Несмотря на подобные рассуждения, Марков и другие опрошенные на этой неделе единодушно полагали, что Путин предложит конкретную помощь. "Решение будет заключаться не в том, сказать да или нет, - говорит Марков. - Уже принято решение сказать "да". Единственным вопросом остается, на каких условиях будет оказана эта помощь".
Часть расчетов Кремля включает в себя изменение российского общественного мнения в отношении Соединенных Штатов после атак. Опрос общественного мнения, проведенный Кремлем сразу после атак, показал, что восемьдесят процентов россиян сочувствуют Соединенным Штатам, в то время как восемь процентов выразили удовлетворение террористическим нападением на Америку.
"Отношение к Америке стало значительно более теплым, - говорит политолог Глеб Павловский. - У нас наблюдается волна солидарности, и хотя ее природа не политическая, это становится политическим фактором".
И все же, говорит Павловский, существуют границы, до которых простирается новая поддержка российской общественности. "У президента нет мандата на участие в широкомасштабных военных действиях".
Павловский и другие связанные с Кремлем политологи говорят, что Путин вместо участия в военных действиях будет подчеркивать возрастающую неспособность международных институтов времен "холодной войны", таких как Организация Объединенных Наций и НАТО, справиться с угрозами 21-го века. "В российском политическом сообществе, - отметил Павловский, - существует очень высокий уровень недовольства неэффективными действиями Организации Объединенных Наций в урегулировании кризисных ситуаций".
"Это меняющийся мир, и мы понимаем, что международные организации, учрежденные после Второй мировой войны, не эффективны сегодня. ООН не работает, НАТО не может существовать так, как это было десять лет назад. Это еще один пережиток "холодной войны"", - добавляет Маргелов.