С момента террористических актов в США президент России Путин пытается найти для своей страны внешнеполитический баланс. С одной стороны, он пообещал американцам поддержку в борьбе с международным терроризмом, с другой стороны, учитывая распространенный среди российской элиты антиамериканизм, он хочет избежать впечатления, будто подчиняется воле Вашингтона. Столь же осторожно ведут себя президенты двух других бывших советских республик: Узбекистана и Таджикистана.
Обе страны граничат на юге с Афганистаном и потому становятся для США привлекательными партнерами в запланированной военной операции против режима "Талибан" и Усамы бен Ладена (Osama Bin Laden). Правительства каждой из этих трех стран держат своих граждан в неведении относительно того, в какой мере они собираются сотрудничать с США. В последние дни появляется все больше фактов, свидетельствующих, что эти три государства не ограничатся одной лишь риторикой, содержащей обещания поддержки, и намерены принять активное участие в операции против Афганистана.
Стратегическое решение Путина
Согласно министру иностранных дел Игорю Иванову, Москва передала американской стороне секретную информацию о месте нахождения предполагаемых лагерей террористов в Афганистане. Они, по словам Иванова, должны быть уничтожены, поскольку представляют собой угрозу для США, России и других государств. Предположительно, более ценным, чем такая информация, стало согласие России на использование американскими вооруженными силами аэродромов в среднеазиатских странах бывшего СССР. Многие российские политики до сих пор рассматривают этот регион как вотчину Москвы. Так, министр обороны Сергей Иванов отверг всякую возможность нанесения ударов с территории Таджикистана или Узбекистана, а авторитетные политики, связанные с проблемами безопасности, выступили с предостережениями по поводу возрастающего американского влияния в Средней Азии.
Судя по всему, Путин решил выступить против этих сил. В интервью телекомпании ARD он подчеркнул, что упоминаемые страны могут принимать самостоятельное решение относительно дислокации на их территории американских войск. Эта позиция очень важна, что касается проблемы с Таджикистаном, где дислоцируются российские войска и где Россия пользуется значительным политическим влиянием. Узбекистан, напротив, давно дистанцируется от Москвы и одобрил бы прибытие американцев на свою территорию, даже невзирая на российское сопротивление. Путин, очевидно, понимает, что российский отказ в условиях нынешнего кризиса был бы для страны контрпродуктивным и привел бы лишь к изоляции России. Теперь же глава Кремля может рассчитывать на то, что Запад будет серьезно воспринимать Москву в качестве партнера. К тому же он все больше впадает в роль пророка, к которому давно не прислушивались и который всегда предостерегал относительно Усамы бен Ладена.
В конце прошедшей недели, как и все предыдущие дни, Путин находился в интенсивном дипломатическом контакте со своими среднеазиатскими коллегами. В воскресенье, кроме того, он долго разговаривал по телефону с президентом Бушем (Bush). О содержании разговора подробностей не сообщается. Согласно информации газеты "Washington Post", в США упоминается о возможности нанесения с территории Узбекистана бомбовых ударов по целям в Афганистане. В Таджикистан, как сообщается, должны прибыть специальные и спасательные подразделения. Применение боевых самолетов с его территории будет эпизодическим. Еще в прошедший четверг обе страны опровергали информацию о том, будто они заключили соответствующие соглашения с США, отрицали, что в их адрес поступали какие-либо просьбы со стороны американцев. Очевидно, они хотят, сотрудничая с американцами, соблюсти все меры предосторожности. Однако в конце прошлой недели многие информационные агентства сообщили, что на аэродром военной базы вблизи узбекской столицы приземлились два американских транспортных самолета. Согласно сообщениям, на их борту находилось до ста военнослужащих и различные военные грузы.
Выгоды, которые хочет получить режим Каримова
Таким образом, вырисовывается ситуация, когда США впервые в своей истории будут использовать в целях проведения военной операции территорию бывшего Советского Союза. В том, что именно Узбекистан, самая многонаселенная из пяти республик Средней Азии, принимает у себя первые американские самолеты, нет ничего удивительного. Узбекистан считает себя региональной державой Средней Азии и хочет ограничить влияние России в этом районе. Президент Каримов уже давно стремится к тесным отношениям с Вашингтоном в сфере политики безопасности. Узбекские военнослужащие постоянно принимают участие в совместных учениях с американскими войсками. Недавно молодая армия страны была к тому же оснащена средствами радиосвязи американского производства.
Нет сомнений, Каримов надеется, что США увеличат военную помощь и будут более сдержанными в своей критике фактов ужасного нарушения прав человека. Однако, прежде всего, его радует то обстоятельство, что в поле зрения сверхдержавы попало Исламское движение Узбекистана как часть международной сети исламистов. Эта повстанческая организация, которая действует под защитой движения "Талибан" в Афганистане, начертало на своих знаменах свержение Каримова и создание в Узбекистане исламского халифата.