Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин пытается балансировать

Российский лидер знает, что поддержка США означает для него как новые возможности, так и рост оппозиции внутри страны

Путин пытается балансировать picture
Путин пытается балансировать picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"В общем и целом я знаю, что России следует делать и как ей действовать", - сказал в понедельник российский президент Владимир Путин, обращаясь к руководителям парламентских фракций в Москве. Он имел в виду одно из самых трудных решений в его карьере: определение степени сотрудничества с США в их кампании против международного терроризма. Он признал, что это решение "имеет очень серьезное значение для позиции России в мире и для ее будущего".

25 сентября 2001 года. "В общем и целом я знаю, что России следует делать и как ей действовать", - сказал в понедельник российский президент Владимир Путин, обращаясь к руководителям парламентских фракций в Москве. Он имел в виду одно из самых трудных решений в его карьере: определение степени сотрудничества с США в их кампании против международного терроризма. Он признал, что это решение "имеет очень серьезное значение для позиции России в мире и для ее будущего". В понедельник поздно вечером вклад России в ожидаемое нападение США на Афганистан указывал на решимость придерживаться уклончивой, посреднической роли. Г-н Путин в своем выступлении по телевидению заявил, что Россия поддержит военную операцию США путем поставок оружия афганской оппозиции и открытия своего воздушного пространства для поставок гуманитарной помощи. Перечисляя свой план из пяти пунктов, он сказал, что Россия готова предложить свое воздушное пространство самолетам, перевозящим гуманитарные грузы в регионы, где будут осуществляться "антитеррористические" операции. Г-н Путин сказал также, что российские разведывательные службы будут передавать информацию об "инфраструктуре, местах, где находятся международные террористы и их базах подготовки". Воздерживаясь от прямого участия, г-н Путин надеется сбалансировать выгоды от новых отношений с Западом с потенциальными проигрышами от усиления внутренней оппозиции, снижения внешнего влияния и увеличения региональной нестабильности.

Для Бориса Немцова, лидера парламентской коалиции "Союз правых сил", возможность участия в международной коалиции против терроризма представляет "редкий шанс стать частью цивилизованного мира". Однако другие, включая, но не ограничиваясь Владимиром Жириновским, крайне националистическим депутатом, имеющим связи с иракским лидером Саддамом Хуссейном (Saddam Hussein), выступают за сохранение твердой дистанции с США. Без этого, доказывают они, будут поставлены под угрозу отношения России с мусульманским миром и будет игнорироваться история участия США в создании режима талибов. При этом Россия может стать уязвимой для ответных ударов террористов и будет вовлечена в борьбу с целью защиты своих южных границ.

В то время как большинство россиян выражает негодование в связи с нападениями на США, многие - особенно те, кто вырос под тенью советской оккупации Афганистана в 1979-1989 годах - опасаются любого повторения прошлого. В их число входят многие военные, в том числе начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин, которые, по всей видимости, исключают участие российских вооруженных сил в военной кампании в Средней Азии. Но представляется очевидным, что решения принимает г-н Путин и он взвешивает все преимущества и недостатки по меньшей мере трех вариантов. Первый из них - это расширение обмена разведывательной информацией и стратегическим опытом в борьбе против международного терроризма. Второй - разрешение на доступ в регион войск коалиции через Россию и находящиеся под ее влиянием среднеазиатские государства. Более экстремальный вариант - прямое военное участие России в нападении на Афганистан вместе с западными силами или в одностороннем порядке.

Г-н Путин дал понять, что обмен разведывательной информацией уже осуществляется, и он готов к тому, чтобы его усилить. Поступая таким образом, он получает возможность подкрепить свои утверждения, что Россия ведет ту же самую борьбу с терроризмом, воюя в Чечне, где, по его словам, повстанцев поддерживают зарубежные радикальные исламские группировки. Но война в Афганистане, столь же болезненная для России, что и Вьетнам для Америки, заставила многих ее ветеранов считать, что новый конфликт будет не менее кровопролитным и в конечном счете непродуктивным. Не менее важно то, что Россия уже задействовала большой воинский контингент в Чечне. Хотя г-н Путин всего лишь разрешил воздушный коридор над Россией для гуманитарной помощи, он подчеркнул, что среднеазиатские страны независимы, оставляя для себя возможность дистанцироваться от любого решения Таджикистана, Узбекистана или Туркменистана предоставить США подобные права.

Судя по тем восхвалениям г-на Путина, которые прозвучали в понедельник из уст президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), ограниченная поддержка со стороны России, по-видимому, устраивает США. Реалия в том, что, принимая во внимание нынешний настрой и очевидное желание г-на Путина все больше склоняться самому и ориентировать свою страну в направлении Запада, у него, возможно, почти не остается иного выхода, кроме как уступить. США полны решимости действовать, и в лучших интересах России получить максимальную выгоду от своего согласия помочь им.

И все-таки один аналитик заявил: "Путин не пойдет на сотрудничество, не получив ничего взамен". Возможно, он получит более сильный голос в вопросах международной безопасности, членство во Всемирной торговой организации, уступки в вопросе о расширении НАТО на восток или же компенсацию за сокращение продаж российского оружия государствам, которые США именуют "странами-изгоями". В обмен на это Россия готова к тому, чтобы еще больше пожертвовать своим влиянием в Средней Азии, которым она пользовалась в советский период.