После совершения террористических актов в США представители немецкой экономики придают первому государственному визиту президента России Владимира Путина в Германию особенно большое значение.
Председатель Восточного комитета Немецкой экономики Клаус Мангольд (Klaus Mangold) сказал в интервью газете, что визит Путина, на первый план выносит, разумеется, вопросы безопасности и военно-политические темы и становится поводом для детального разговора о международном сотрудничестве в деле борьбы с терроризмом. Однако одновременно предстоит, как следует обсудить вопрос о ликвидации препятствий, мешающих дальнейшему продвижению инвестиций в Россию. Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) встречаются сегодня. Завтра российский президент выступит перед представителями экономики в Эссене на вилле Хюгель.
Поддержка Путиным западного мира после террористических актов это "не временное явление", пояснил Мангольд. Российский президент хочет по-настоящему повернуться лицом к Западу: "Путин видит, что он не может модернизировать российскую экономику без ноу-хау, которыми обладает Запад".
Ко всему, интерес к России возрастает также и в экономике США. Еще полгода назад он был совсем незначительным. "Американцы уже давно не считают Россию лишь посткоммунистической страной", - сказал Мангольд. Этот интерес в США подогревают, прежде всего, нефтяная отрасль и нефтепереработка.
Присутствие немецкой экономики в России становится все более масштабным, отметил далее Мангольд. В настоящее время в Москве аккредитованы 1173 представительства немецких фирм. Только за последние десять месяцев их число увеличилось на 30 процентов. "В России, - по словам Мангольда, - в процессе реформирования произошли невероятные вещи". Особенно достойно похвалы то, что Путин продвинул вперед решение проблемы с реформированием банковского сектора, осуществил таможенную и налоговую реформу. Мангольд считает, что только с точки зрения налоговой политики Россия после значительного снижения налоговых ставок стала очень привлекательной для иностранных инвесторов.
Российский президент выполнил, прежде всего, одно из требований немецкой экономики и создал государственное Инвестиционное агентство. Этот координирующий деятельность иностранных инвесторов и российских учреждений орган должен приступить к работе осенью этого года. "Раньше, чтобы что-то инвестировать в России, нужно было не раз побегать от Понтия к Пилату", - жаловался Мангольд. Для того, чтобы вложить какие-то деньги, надо было до собирать до 50 различных разрешений. Россия и сейчас продолжает страдать от "громадной бюрократии". Однако теперь разрешение можно будет получать быстрее, по так называемому принципу - "в одном окне".
При этом страна не должна останавливаться, считает глава Восточного комитета. "В качестве следующего шага Россия должна однозначно заявить, что в будущем она будет относиться к иностранным инвестициям так же, как и к внутренним", - потребовал Мангольд. Дело в том, что иностранные кредиторы до сегодняшнего дня подвергаются "явной и скрытой дискриминации". Так, в некоторых отраслях они не имеют права иметь контрольный пакет акций. Кроме того, в России существует система, когда успех дела очень сильно зависит от наличия нужных знакомств, что создает фактически барьеры на пути к рынкам. "Чтобы создать привлекательные условия для иностранных инвесторов, Россия должна сделать еще одно", - считает Мангольд. Коррупция и находящаяся в упадке банковская система остаются по-прежнему самой большой проблемой российской экономики.
По этой причине Россия, сказал Мангольд, пока не созрела для вступления во Всемирную торговую организацию. Преждевременное вступление в нее может быть "исключительно опасным" для страны. Российская экономика почти во всем отраслям пока еще неконкурентоспособна на мировом рынке.
Немецкие инвесторы в России
Многие немецкие предприятия ведут активную предпринимательскую деятельность в России уже несколько лет, а то и десятилетия. Только в Москве насчитывается 760 германо-российских совместных предприятий, а также 544 дочерних компаний, 100 процентов акций которых принадлежат предприятиям Федеративной Республики Германия. В целом по России количество чисто немецких или германо-российских предприятий приближается к двум тысячам.
Несмотря на это, немецкие предприниматели, что касается прямых инвестиций, проявляют сдержанность. По данным российского Государственного комитета по статистике, только до конца 2000 года немецкие предприятия инвестировали в страну 1,23 миллиарда долларов США. После США, вложивших 5,5 миллиардов долларов, и Кипра с 3,2 миллиардами долларов Германия является третьим из наиболее крупных кредиторов России.
Конкретных данных по фирмам не приводится, но нет сомнений, что крупнейшими инвесторами являются такие концерны-колоссы, как Рургаз АГ, который собирается в долгосрочный перспективе увеличить свой пакет акций газового гиганта Газпрома с нынешних пяти до десяти процентов, Сименс или Кнауф.
Эрман, Кампина и Онкен - широко известные призводители йогуртов - имеют в России свои собственные предприятия. Вслед за ИКЕА-Германия в Россию потянулись Эдека и Метро - новые звенья торговой цепи, где частное потребление продолжает подпитывать экономический рост.