Вчера Россия дала добро американским военным на использование трех бывших советских республик в качестве баз для осуществления атак против Афганистана. Этот шаг представляет собой изменение позиций России, знаменующее успехи администрации Буша (Bush) в ее глобальной борьбе против терроризма.
Изменение позиций России может служить нагляднейшим примером новых настроений в мире после событий одиннадцатого сентября 2001 года. Перемены в отношении президента России Владимира Путина, похоже, отражают подход Кремля, заключающийся в том, что уходящие корнями во времена "холодной войны" подозрения по отношению к Соединенным Штатам менее значимы, чем угроза, представляемая распространением исламского экстремизма в Средней Азии.
Официальные лица Соединенных Штатов отмечают, что роль Путина в борьбе с терроризмом чрезвычайно важна, и что они были особенно признательны ему за сигнал бывшим советским республикам Казахстану, Узбекистану и Таджикистану, что Россия не будет возражать против использования их военно-воздушных баз американскими самолетами и частями специального назначения.
Признательность американцев была, однако, омрачена намеком Путина, что он будет настаивать на том, чтобы глобальное определение терроризма также относилось и к повстанцам в мятежной Чеченской республике. В своей речи Путин заявил, что ожесточенный конфликт России с Чечней не должен рассматриваться вне "контекста борьбы с международным терроризмом". В прошлом американские официальные лица критиковали Россию за нарушение прав человека в ходе конфликта.
Военные советники Путина до настоящего момента отвергали идею помощи Соединенным Штатам в ведении военной компании на театре военных действий, в течение десятилетий находившемся под влиянием Кремля.
"Это звучит так, как будто Путин решил: "Я собираюсь использовать текущий момент для достижения прорыва в отношениях России с Западом", - говорит Майкл Макфол (Michael McFaul), аналитик находящегося в Вашингтоне аналитического центра Фонд Карнеги за международный мир. - После одиннадцатого сентября он увидел, что является важным, а что нет, и сейчас стал ясен тот факт, что Россия, как ее руководство, так и ее народ, начала переориентировать себя на Запад".
"Подумайте о том, как изменился мир, - продолжает Макфол. Даже Борис Ельцин, прежний президент России, который поддерживал хорошие отношения с Соединенными Штатами, "никогда бы не позволил Америке размещать войска в Средней Азии. Крайне правые в России говорят, что "это является вторжением противника в сферу влияния России". Представьте российские войска, пришедшие в Мексику. Это очень встревожило бы мексиканцев и американцев. Поступок России является важным, очень важным шагом. Центр тяжести в мире переместился".
Говоря о плане Кремля помочь Соединенным Штатам в их борьбе против террористических групп, Путин также заявил, что Россия откроет свое воздушное пространство для американских и иных самолетов, доставляющих грузы гуманитарного характера в Афганистан. Он не стал предлагать прямую военную помощь Соединенным Штатам в их усилиях выследить и поймать ответственных за совершение атак одиннадцатого сентября.
В добавление к зарождающимся между Бушем и Путиным взаимоотношениям - этим летом Буш заявил, что после первых встреч с Путиным у них завязались тесные связи - высокопоставленные американские чиновники поддерживают тесные контакты со своими российскими коллегами. На прошлой неделе министр иностранных дел России Игорь Иванов провел несколько дней в Вашингтоне, в то время как заместитель государственного секретаря Ричард Армитидж (Richard L. Armitage) и специальный координатор по борьбе с терроризмом Френсис Тейлор (Francis Taylor) ездили в Москву на переговоры о сотрудничестве с Россией.
Однако все это не означает, что Путин и другие руководители государства приняли это решение без колебаний, полагают некоторые официальные лица США.