Автор является руководителем исследовательского отдела Королевского военно-научного института в Лондоне
26 сентября 2001 года. Президент России Владимир Путин обещал президенту США Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) полную поддержку в нынешнем военном кризисе, включая предоставление российского воздушного пространства. В Вашингтоне явно оценили поддержку Москвы, причем не только в смысле ее более широкой политической ценности. Право пролета и использование плацдармов в Таджикистане и Узбекистане - где одна авиабаза расположена всего в 12 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) от афганской границы - безусловно очень пригодятся органам военного планирования США. Надо полагать, что недавнее охлаждение в отношениях между двумя странами, которые стали еще более напряженными после прихода в Белый дом в январе с.г. Буша-младшего, позади. Новое сближение не ограничивается только правительственным уровнем. Рядовые россияне, все еще привыкшие считать Соединенные Штаты своим потенциальным противником, выражая свои симпатии, засыпали цветами ограду посольства США в Москве.
Но новое российско-американское стратегическое партнерство будет оставаться весьма неустойчивым, потому что, как нередко случалось в прошлом, выгоды, которые россияне надеются от него получить, могут и не материализоваться, а то, чего хочет Америка, Москва, возможно, не сможет ей дать.
Президент Путин быстро уловил потенциальные выгоды, которые его страна могла бы получить от поддержки Соединенных Штатов. Россияне многие годы борются против, как они заявляют, террористической угрозы в Чечне: буквально в считанные часы после нападения террористов на Америку Москва заявила, что чеченский полевой командир Хаттаб (Khattab), которого не удается поймать силам безопасности Москвы, якобы является "помощником" Усамы бен Ладена (Osama bin Laden).
Россияне предполагают, что поддержка операции в Афганистане заслужит им иммунитет от любой критики их операций в Чечне. Что еще важнее, Кремль верит, что атаки террористов убедят Вашингтон отказаться от своей программы создания национальной системы противоракетной обороны (НПРО), которая, в случае ее развертывания, могла бы сделать российские военные возможности устаревшими. Как упрямо доказывают россияне, нет никакого смысла расходовать миллиарды долларов на сложную систему противоракетной обороны, если угроза Соединенным Штатам исходит от небольшой кучки преступников.
Наконец, возобновленное российско-американское партнерство могло бы сделать бесполезным очередной раунд расширения Организации Североатлантического союза (НАТО) в Центральной Европе, которому россияне также противятся.
Загвоздка для г-на Путина заключается в том, что российские военные по-прежнему активно возражают против всякого сотрудничества с Соединенными Штатами. Сразу же вслед за нападениями террористов на Нью-Йорк и Вашингтон российский министр обороны Сергей Иванов и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил России Анатолий Квашнин выступили с откровенными возражениями против своего президента, исключив активное военное сотрудничество с Соединенными Штатами.
Возражения российских генералов понять легко. Они считают, что, как только США создадут плацдармы в среднеазиатских республиках, эти страны выйдут из сферы влияния Москвы, точно так же, как это сделали страны Центральной Европы, когда американские военные прибыли для участия в операциях на Балканах. Что важнее, российские военные опасаются, что США могли бы попытаться навязать Афганистану марионеточный режим за счет повстанцев Северного альянса, которых сегодня прочит в лидеры Москва. Обжегшись в Афганистане, российские военные сегодня не так сильно озабочены внутренней политикой этой страны. Но Кремль подозревает, что, как только в Афганистане будет создано прозападное правительство, американцы начнут строительство магистрального трубопровода для перекачки в Пакистан узбекской и туркменской нефти и газа. Если такое случится без согласия Москвы, с россиянами фактически перестанут считаться во всем регионе.
В данный момент президент Путин, кажется, одержал верх над военными. Но маловероятно, чтобы он стал это делать, не рассчитывая выторговать у американцев хорошую цену. Подробности длительного телефонного разговора г-на Путина с г-ном Бушем-младшим в конце прошлой недели не публиковались, однако официальные лица в Вашингтоне в частных беседах признают, что были оговорены определенные правила поведения.
Наиболее самоочевидные области сотрудничества в действительности являются наименее важными. Россия, быть может, имеет в своем распоряжении кое-какие полезные материалы по бен Ладену, но едва ли они окажутся более существенными, чем те, которые уже есть у американцев. Москва на многие годы отстает от Вашингтона в технологиях электронного наблюдения и показывает еще более худшие, чем США, результаты в агентурном проникновении в террористические организации. Американцы также не заинтересованы в российской военной помощи: российские вооруженные силы совершенно не способны наносить точечные удары по повстанцам, а именно эти навыки сегодня нужны американским военным.
Политическая цена, которой требует Москва в обмен на свое сотрудничество, также была отвергнута. США не могут отказаться от плана расширения НАТО, поскольку при этом возникли бы трудности в отношениях с другими европейскими союзниками. В дополнение конгресс США вполне может решить выделить деньги одновременно как на длительную войну с терроризмом, так и на продолжение программы НПРО.
Однако американцы все-таки обещали не создавать постоянные военные базы в Средней Азии и, кроме того, обещали совместно с россиянами оказать поддержку Северному альянсу. Имеется также неформальное соглашение между Вашингтоном и Москвой о том, что ни одна из сторон без дальнейших консультаций друг с другом не предпримет шаги с целью приведения к власти в Афганистане нового режима, и что никаких планов строительства нефте- и газопроводов не будет разрабатываться без взаимного согласия. Таким образом, в данный момент Москва и Вашингтон идут в ногу. Однако военные в обеих странах продолжают нервно взирать друг на друга. Малейшее недоразумение может привести к тому, что новые отношения партнерства будут похоронены. Как показывает исторический опыт обеих сторон, обещания, даваемые в спешке войны, редко выполняются.