26 сентября 2001 года. Вчера российский президент Владимир Путин получил первое вознаграждение за свою политику поддержки международной кампании против терроризма, когда канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schröder) призвал Запад изменить отношение к борьбе Москвы с исламскими сепаратистами в Чечне. Г-н Шредер обратился с призывом "заново пересмотреть" оценки длящейся вот уже 7 лет войны России с повстанцами. "Что касается Чечни, будет и должна быть более дифференцированная оценка мирового общественного мнения, - сказал он на совместной пресс-конференции в начале визита российского президента в Германию - первого его визита в страну, являющуюся членом НАТО, с момента нападений террористов на США. Комментарии канцлера ознаменовали собой явное смягчение тона. Прежде Европейский союз резко критиковал неразборчивые бомбежки, якобы применяющиеся пытки и вообще нарушения прав человека в ходе попыток России подавить чеченских боевиков-сепаратистов. Одно время России даже угрожали исключением из Совета Европы, в который она входит.
Г-н Шредер выступал после сделанного в понедельник заявления о том, что Россия поможет вооружить оппозиционные силы афганского Северного альянса и разрешит американским самолетам использовать свое воздушное пространство в целях оказания гуманитарной помощи. Вчера один из тех, кто в Кремле отвечает за связь с общественностью, несколько приуменьшил значимость этого шага, указав, что заявление всего лишь означает, что ранее тайная помощь Северному альянсу отныне становится явной.
Но г-н Путин вчера воспользовался выступлением в бундестаге, нижней палате немецкого парламента, чтобы представить свою страну в новом свете как ценного союзника Запада. Г-н Путин утверждал, что длящееся многие годы вооруженное восстание в Чечне должно послужить предупреждением об угрозе исламского экстремизма. Он обвинил Запад в том, что тот завяз в конфликтах времен "холодной войны", и пожаловался на то, что Запад все еще проявляет настороженность в отношении России. "А тем временем мы не видим настоящих опасностей, - сказал он. - Сегодня мы должны твердо заявить: "холодная война" позади. Мир находится на новой ступени развития". Он также высказал свою точку зрения, что Россия, как и любая другая страна, стоит перед угрозой исламского насилия. "Международные террористы открыто заявляют о своем стремлении создать фундаменталистское мусульманское государство в районе между Каспийским морем и Черным морем", - сказал он. Г-н Путин обратился к немецким парламентариям на хорошем немецком языке, который он изучил, будучи офицером КГБ в Дрездене. Аудитория, в том числе бывший канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl), приветствовала его получасовое выступление продолжительными овациями.
В понедельник г-н Путин заявил, что Россия увеличит поставки оружия Северному альянсу и откроет российские воздушные коридоры для гуманитарной помощи в случае, если начнутся контртеррористические операции в Афганистане. Россия обещает также предоставить "активную разведывательную информацию" по террористам и сведения о местонахождении их баз и, кроме того, дает молчаливое согласие на использование Соединенными Штатами авиабаз в Средней Азии. Американцам были также предложены российские возможности проведения поисково-спасательных операций. Однако, как подтвердил г-н Путин, российские войска не вернутся в Афганистан, где они потерпели свое самое крупное поражение.
Поддержка г-ном Путиным Джорджа Буша-младшего знаменует собой самое тесное военное сотрудничество с момента окончания "холодной войны", хотя она вызвала неудовольствие российского генералитета. Значительная часть российской политической элиты все еще испытывает к Соединенным Штатам подозрительность, вполне сознавая опасности, связанные с предоставлением им разрешения осуществлять военные операции с территории, которая находится в российской сфере влияния. Другие же просто боятся, что Россия станет главной мишенью исламских экстремистов, если она окажется вовлеченной в еще одну войну вроде чеченской.
Многие аналитики согласны с тем, что, отказываясь присоединиться к международной антитеррористической коалиции, российский президент только еще больше изолировал бы свою страну. Вчера наиболее популярная российская бульварная газета "Комсомольская правда" патетически писала: "Это сравнимо с антигитлеровской коалицией; у Москвы нет иного выбора, как только вступить в нее". Отношение к проблеме меняется очень быстро. На прошлой неделе российский министр обороны Сергей Иванов заявлял, что войска НАТО никогда не будут базироваться на бывшей советской земле. Но вчера его принудили согласиться с тем, что аэропорт в столице Таджикистана Душанбе может быть использован войсками США.
В последнее время Россия поддерживает силы Северного альянса, многие из бойцов которого сражались против Советского Союза как моджахеды во время 10-летней военной кампании, которая закончилась поражением советских войск. Россия также поддерживает Таджикистан в его жестокой пограничной войне с талибами. "Мы считаем Россию добрым другом и мы надеемся, что она ни в чем нам не откажет", - заявил вчера заместитель министра обороны Северного альянса в интервью "Российской Газете".
Как уже писала газета "Guardian", на прошлой неделе в Узбекистане приземлились американские самолеты, а за несколько часов до выступления г-на Путина президент соседнего Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил США авиабазы своей страны. Г-н Путин также объявил о 72-часовом ультиматуме чеченским повстанцам, который предлагает им вступить с российскими официальными лицами в переговоры о разоружении и прекращении всех контактов с международными террористами. Газета "Коммерсантъ" раскритиковала это предложение как "бессмысленное", а президент соседней с Чечней Республики Ингушетия Руслан Аушев заявил, что оно приведет к ухудшению отношений с Чечней.
Резко критикуемый в прошлом за ту жестокость, с которой воюет в Чечне российская армия, г-н Путин сейчас ожидает, что ему будут развязаны руки, и намекает, что от этого будет зависеть продолжение российской помощи (Западу). "Глубина и качество этого сотрудничества будут зависеть от уровня и качества наших отношений с этими (партнерскими) странами и от взаимопонимания в борьбе с международным терроризмом", - сказал он.
Пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер (Ari Fleischer) сказал, что Вашингтон не станет воздерживаться от критики России в связи с Чечней. "Что касается Чечни, принципы соблюдения прав человека важны как всегда", - сказал он. Далее он добавил, что "угроза терроризма - это угроза, стоящая также и перед Россией. Мы постоянно помним о том, что борьба с терроризмом должна вестись с учетом нашей заботы о соблюдении прав человека".