В настоящее время на долю Берлина выпала привилегированная роль посредника между ЕС (Европейский союз. - Прим. пер.) и Россией. Никогда возможность того, что Москва и Бонн окажутся в одной лодке, не была столь реальной. До сих пор медлил Кремль. Считая себя сверхдержавой, Россия не хотела сотрудничать вот так просто. В этом ничего не изменится и после событий в США. Москва имет возможность двигаться самостоятельно и в том же направлении.
Для этого есть хорошие предпосылки. Накануне визита в Германию глава Кремля уже дал понять, что он пойдет на значительные уступки Западу. Выступая по российскому телевидению, Путин предложил США использовать бывшие советские военные базы в среднеазиатских государствах Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, у которых есть общая граница с Афганистаном. Кремль также дал понять, что он увеличит объемы поставок оружия противнику режима "Талибан" - оппозиционному Северному альянсу.
Последние дни неведомую доселе готовность к сотрудничеству проявляет также российская спецслужба ФСБ. Согласно данным из американских источников, российские разведчики регулярно бомбардируют своих западных коллег информацией о деятельности исламистских фудаменталистов, как их представляют себе в России.
Как и прежде, Кремль не соглашается на участие в операции российских войск. Советские части после десятилетней войны ушли из Афганистана в 1989 году, так и не выполнив свою задачу. Русская общественность до сих пор не избавилась от чувства позора и травмы, которые остались в народе после этой военной кампании. Это вынужден учитывать даже по-прежнему популярный среди населения Владимир Путин.
Очевидное дело: спустя десять лет после распада СССР, Россия впервые оказалась в положении, которому можно позавидовать. Как бы ни развивался конфликт, на этот раз Москва не пострадает, она не может проиграть.
Уже визит в Берлин может показать, пусть даже, если об этом не будет сказано открыто, что тема российской военной кампании в Чечне больше не будет обременять отношения с Россией. Представления Москвы, рассматривающей эту кампанию как антитеррористическую операцию, постепенно найдут признание. Военные на Кавказе воспользуются этим и прибегнут к еще большему насилию в отношении к гражданскому населению. Таким образом, исчезает надежда на достижение мира.
Может показаться циничным, тем не менее, сотрудничество с Россией дает шанс. Запад и Россия сблизятся. В дальней перспективе это станет сдерживающим фактором для российской политики, поможет несколько избавиться Москве от страха вновь оказаться в изоляции. В итоге, может произойти то, о чем Москва уже давно мечтает, а именно, реорганизация международных структур безопасности, как в мировых масштабах, так и на европейской уровне. В ней примет соответствующее участие и Россия.
Уступки Путина американцам, что касается Средней Азии, свидетельствуют о том, что Кремль в настоящее время прилагает усилия к тому, чтобы заполучить роль "старшего молодого партнера" США. Кремль, разумеется, попытается спекулировать и на других вещах. Это может быть запланированное расширение НАТО на восток на Балтике, чего Москва ни в коем случае не хочет допускать. И почему Кремль, например, не может оказать давление на Грузию и послать свои собственны специальные подразделения в грузинские ущелья? Там находятся чеченские боевики, которые организуют снабжение своих единомышленников в Чечне.
В том, о чем говорят Владимир Путин и Джордж Буш (George Bush), и без того очень много похожего. Перед началом кавказской войны Путин обещал "мочить противника в сортирах", Буш собирается "выкуривать его из пещер". Остается лишь дождаться, чтобы увидеть, насколько дела Москвы будут соответствовать ее словам.
Судя по всему, главе Кремля удалось сломить сопротивление военной элиты, выступающей против сотрудничества с США. Военные опасались, что появление американских частей в Средней Азии приведет к тому, что Россия окажется окончательно изгнанной из района своего традиционного влияния.
Обоснованные опасения. На прошедшей неделе Кремль направил в спешном порядке в среднеазиатские страны секретаря Совета безопасности Владимира Рушайло и начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина. Квашнин еще две недели назад выступал решительно против сотрудничества с США. Путин не посчитался с соображениями своих военных.
Спустя десять лет после распада Советского Союза, закончилась послевоенная эра, связанная с окончанием "холодной войны". Приходы и зоны ответственность могут быть теперь поделены заново. О том, кого не окажется за столом, просто не вспомнят. И может ли так случиться, чтобы в нестабильных регионах, которые прежде находились преимущественно в сфере влияния Советского Союза, после его ухода оттуда оставался вакуум?