За последние десять лет ФБР утроило финансирование на борьбу с терроризмом, в пять раз увеличило количество информаторов и перекроило свою бюрократию таким образом, чтобы оперативнее передавать информацию о террористах правительству. Однако всего этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить самые ужасные теракты в истории США.
Задолго до 11 сентября уже существовали проблемы, требующие безотлагательного решения. За последние два года ЦРУ передало ФБР информацию о 100 подозреваемых в связях с Осамой бен Ладеном (Osama bin Laden). 23 августа ФБР были переданы имена Халида Аль-Мидхара (Khalid Al-Midhar) и Навака Альхазми (Nawaq Alhazmi). ФБР предприняло поиски этих людей, но так и не смогло установить их местонахождение до того, как они сели на борт самолета, протаранившего Пентагон.
Теракты, совершенные в Нью-Йорке и Вашингтоне, продемонстрировали плохое оснащение и неподготовленность главного правоохранительного органа США. В инфраструктуре, которая должна выслеживать террористов и работа которой сильно зависит от технологических новшеств, нет компьютеров, которые могли бы обеспечить быстрый доступ в интернет. Здесь полно ящиков с уликами, касающимися прошлых терактов, однако в ФБР просто нет переводчиков, чтобы прочитать их. В нем нет агентов арабов, которые могли бы проникнуть в недра террористической сети, и слишком мало агентов ветеранов, которые могут выявить все связи подозреваемых иностранцев.
Недостатки по-прежнему существуют, несмотря на решение сделать борьбу с терроризмом приоритетом номер один, принятое в 1998 году тогдашним директором ФБР Луисом Фри (Louis Freeh). Объем финансирования контртеррористических операций ФБР достиг в 2001 году 423 миллионов долларов в год. Целью подобного шага, по словам Джона Коллингвуда (John Collingwood) было добиться изменения стереотипа работы: "не просто реагировать, но и принимать превентивные меры", не просто собирать информацию, а использовать ее для предотвращения новых терактов.
"Мы вступили на этот путь, но продвигались по нему менее быстро, чем террористы", - говорит Джэми Горелик (Jamie Gorelick).
Представители ФБР считают, что агентство в настоящий момент значительно лучше подготовлено для борьбы с терроризмом, чем пять лет назад, при этом они ссылаются на ряд успешных операций по предотвращению взрывов посольств в Кении и Танзании. Коллингвуд упоминает и другие операции.
Сотрудники ФБР вспоминают о том, что агентство всегда блистало, когда проводило операции по обезвреживанию известных преступников. 11 сентября выявило более фундаментальные проблемы, говорят представители властей.
"Действия ряда подозреваемых не были отработаны должным образом, хотя это необходимо было сделать", - говорит Мишель Флурной (Michele Flournoy), советник по безопасности некоммерческого центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Недостаток связи
Обмен информацией между разведывательными агентствами в США, особенно между ЦРУ и ФБР, всегда был проблемой. Об этом говорится в докладе назначенной конгрессом США национальной комиссии по терроризму, распространенном в прошлом году. В докладе говорилось о том, что ФБР медленно распространяет "информацию о террористах, только предположительно имеющую прямое отношение к непосредственной угрозе".
Согласно материалам доклада, даже когда в распоряжении ФБР находилась нужная информация, оно не знало, что с ней делать. В качестве одной из причин этого в докладе называется - "недостаток тренировки или времени для отработки взаимодействия с другими спецслужбами".
Интервью показывают, что тревожные сигналы и ряд событий, имевших место до 11 сентября, не повлекли за собой соответствующей реакции ФБР.
С 1996 года ФБР отрабатывало версии о том, что международные террористы обучаются летать на аэоробусах в американских летных школах. Официальные лица говорят о том, что вовремя раскрытый теракт в Маниле, целью которого был взрыв американских самолетов, а затем и показания в суде одного из подручных бен Ладена навели следствие на след нескольких летных школ.
Однако тревожные сигналы остались невостребованными, когда в середине августа владельцы летной школы в Миннесоте вывели ФБР на след человека, который платил наличными за обучение управлению пассажирскими самолетами на симуляторе полетов.
Этот человек по имени Закариас Мусауи (Zacarias Moussaoui) был заключен в местную тюрьму за нарушение федерального иммиграционного законодательства. ФБР утверждает, что оно передало информацию об аресте в другие правоохранительные органы. Это принесло некоторые результаты: 1 сентября французские спецслужбы уведомили ФБР, что Закариас Мусауи - "радикальный исламский экстремист", который возможно имеет связи с тренировочными лагерями по подготовке террористов в Афганистане.
Однако ФБР не поместило его в федеральную тюрьму. В настоящий момент власти пытаются установить, не связаны ли летные тренировки Закариаса Мусауи с планами террористов по захвату самолетов. Его держат под стражей как важного свидетеля.
Неспособность агентства найти Халида Аль-Мидхара и Навака Альхазми до совершения террористических актов указывает на то, что даже хорошее взаимодействие с ЦРУ не является панацеей, гарантирующей быструю эффективную реакцию или успех. 23 августа ЦРУ передало ФБР и другим спецслужбам информацию о том, что им следует обратить внимание на двух людей, которые возможно связаны с террористами. Аль-Мидхар был заснят на видеопленку во время встречи с человеком, подозреваемым во взрыве эсминца "Коул", а рекомендация ЦРУ носила отнюдь не "рутинный характер", - говорит его официальный представитель, знакомый с материалами дела.
Национальная иммиграционная служба подтвердила, что эти люди находятся в США, после чего ФБР начало поиски. Однако агенты, сбитые с толку ложной информацией, сосредоточили свои поиски на Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. При этом они упустили из виду Сан-Диего, в котором оба подозреваемых проживали вплоть до совершения теракта.
ФБР утверждают, что без более конкретной информации и источников внутри террористической сети было практически невозможно предотвратить террористические акты, осуществленные 11 сентября.
По признанию высокопоставленного источника в правительстве, "значительно проще проникнуть в преступный клан Гамбино, чем в террористическую сеть бен Ладена".
Языковые барьеры
Рост террористической сети бен Ладена, его угрозы атаковать американские объекты поставили перед ФБР достаточно чувствительные проблемы. Среди них: изучение арабского языка, вербовка агентов, способных функционировать в двух разных культурах, быстрая обработка расплывчатой информации.
Эти проблемы стали явными уже в 1993 году, когда относительно неорганизованная группа исламских террористов заложила бомбу во Всемирном торговом центре. В ходе следствия к стыду агентов выяснилось, что некоторые элементы плана содержались в рукописных документах на арабском языке, которые попали в распоряжение ФБР после убийства Рабби Мейра Кахана (Rabbi Meir Kahane), совершенного три года назад. Эти документы включали фотографии и схематические наброски, однако они не были ни переведены с арабского, ни проанализированы.
"В нашем ведомстве собирается огромное количество материалов, но мы не имеем возможности перевести ее на английский язык. У нас только один человек говорит по-арабски", - говорит Майкл Чекарский (Michael Cherkasky), который возглавлял расследования дела об убийстве Кахана.
Эта проблема достаточно остро чувствовалась даже в прошлом году, когда Фри обратился к конгрессу с просьбой о предоставлении 5 миллионов долларов на оплату услуг переводчиков: "ФБР было не способно перевести все записанные аудиопленки и документы, которые были получены в ходе расследования".
На прошлой неделе директор ФБР Роберт Мюллер III (Robert S. Mueller III) говорил о "критической потребности" в переводчиках. Эти слова прозвучали в его обращении за помощью к американцам, свободно говорящим на арабском, фарси и пушту. После нее Бюро было завалено предложениями от кандидатов, которые должны были пройти проверку на благонадежность, чтобы исключить возможность проникновения в него террористов и "кротов".
"В ФБР также ощущается дефицит арабо-американских агентов, - считает Роберт Блитцер (Robert M. Blitzer), бывший глава департамента по борьбе терроризмом. По его оценкам, их количество не превышает цифры в 25 человек. "Если в штате нет арабо-американского агента, то каким образом вообще нанимать на работу арабов? Ведь вы не понимаете даже их культуры".
Начиная с 1995 года, ФБР увеличило набор агентов по борьбе с терроризмом. Однако финансирование на компьютеры, секретарей и службы поддержки по-прежнему не на высоте. Нужно иметь чем работать для того, чтобы работать", - говорит Блитцер.
Переводчикам ФБР нужно больше, чем простое знание языка. От правоохранительных органов требуются знание уличного жаргона и известная гибкость. В 1993 году в Нью-Йорке заговорщики называли взрывные устройства hadduta, что при буквальном переводе звучало как - сказка, рассказываемая детям на ночь.
"Прослушивание абсолютно бесполезно, если у вас под рукой нет человека, который бы мог перевести то, что записано или понять услышанное", - считает Питер Пробст (Peter S. Probst), бывший эксперт по терроризму при министерстве обороны и ЦРУ.
Для агентов-ветеранов ФБР, привыкших к сыскной работе на улице, копание в скучных бумажках никогда не выглядело привлекательным.
Крис Уайткоум (Chris Whitcomb), бывший инспектор ФБР по вопросам борьбы с терроризмом, признается, что хотел работать в ФБР переводчиком с китайского языка. И тут же добавляет: "если бы я пошел этим путем, я бы проводил время в темной комнате в наушниках, прослушивая записи перехваченных разговоров. Такая перспектива мне совсем не понравилась".
Устаревшие компьютеры
Когда-то Фри говорил, что значок и компьютер станут свидетельством профессионализма для всех новых агентов, которое они будут иметь при себе.
На самом деле еще при Фри агенты, которые покидали подготовительные академии, покидали их вместе с компьютерами. Недавно данная ситуация изменилась, поскольку программа была прекращена в виду высокой себестоимости.
Данный шаг стал не просто символической потерей для агентства, поскольку его возможности по сбору, обработке и анализу информации существенно снизились по сравнению с возможностями, которыми располагают многие домашние пользователи.
Более чем 13000 компьютеров ФБР имеют срок износа от 4 до 12 лет. Это означает, что они не могут работать с современным программным обеспечением, а агенты не могут пользоваться всеми преимуществами работы с мышью.
"Потери в производительности труда, причиной которых стало использование устаревших компьютеров, были колоссальны", - сообщил ФБР Боб Дайс (Bob E. Dies), выступая в июле перед комиссией Сената. Дайс является помощником директора департамента информационных ресурсов.
Большинство мелких офисов ФБР имеют медленный доступ в интернете, при этом в них отсутствуют ресурсы для хранения фотографий, графиков и таблиц в электронном виде. Некоторые секретные данные доступны только на бумаге.
"ФБР - мировой лидер по сбору информации", но "в его недрах есть материалы, которых так и не коснулась рука аналитика", - говорит Робер Брайант (Robert M. Bryant), работавший заместителем директора ФБР при Фри.
Трехлетний план по технической модернизации ФБР стоимостью 242 миллиона долларов находится в стадии реализации, однако "на заре XXI века ФБР требуют от своих агентов и обслуживающего персонала, чтобы они работали без технических средств, которые используют другие компании и которые вообще-то можно использовать дома", - свидетельствует Дайс.
На повестке дня по-прежнему остаются кадровые проблемы. Среди них проблема сохранения опытнейших агентов и повышения профессионального уровня аналитиков ФБР. Эти проблемы требуют решения. "У них большие кадровые проблемы, которые они пытаются решить в течение последних пяти -шести лет", - говорит Нэнси Сэвидж (Nancy Savage), ветеран ФБР, работающая в настоящий момент в Портлэнде и возглавляющая профессиональное объединение - ассоциацию агентов ФБР.
Почти половина агентов пришла на работу в ФБР в 1993 году, после первого теракта во Всемирном торговом центре. Многие аналитики ФБР пришли в агентство до 1993 года, еще до того, как ФБР ужесточило требования к поступающим на работу на эти должности. Получается, что в настоящий момент в ФБР работают относительно неопытные агенты, которые сотрудничают с группой ветеранов аналитиков, образование которых оставляет желать лучшего.
Сэвидж и другие считают, что ФБР совершило ошибку, когда принимало на работу "секретарей и превращало их в аналитиков". Теперь агентству приходится иметь дело с наследием кадровой политики того времени.
Бывший администратор ФБР говорит: "В ФБР существует кастовая система, при которой в течение долгого времени приоритет отдается агентам, которые собирают информацию, а не аналитики, которые превращают ее в целостную картину".
Даже в некризисной ситуации достаточно трудно найти аналитиков, которые будут профессионально заниматься "оценками угрозы", - говорит Сэвидж. В местных отделениях ФБР аналитики "занимаются любой работой: по ночам отвечают на телефонные звонки и делают прочую административную работу".
Сбор и обработка информации со всех уголков земного шара "подобна кропотливой работе по решению пяти супертрудных головоломок, части которых тщательно перемешаны между собой", - говорит специалист по борьбе с терроризмом Марта Креншоу (Martha Crenshaw), профессор государственного университета (Wesleyan University).
Прослушивание телефонных переговоров
Внутри бюро приоритетом пользуются аресты, которые достаточно редки в практике борьбы с терроризмом. Те агенты, которые занимаются преступлениями белых воротничков и делами по наркотикам, имеют лучшие статистические показатели. Другой трудностью остаются бюрократические препоны, которые серьезно затрудняют расследование дел по терроризму.
Агенты ФБР сообщили комиссии по борьбе с терроризмом, что министерство юстиции превратило процесс прослушивания телефонных разговоров подозреваемых в терроризме в "медленный и утомительный процесс". Та же самая мысль прозвучала в июльском докладе комиссии конгресса по аудиту, которая пришла к выводу, что министерство юстиции вряд ли одобрит прослушивание кого бы то ни было, если считает, что преступление уже совершено, поскольку результаты прослушивания могут всплыть в ходе судебного разбирательства.
На прошлой неделе администрация Буша потребовала предоставления больших полномочий следствию в области прослушивания телефонных переговоров. Этот шаг был одной из мер, предложенных для облегчения работы по сбору информации о подозреваемых.
После терактов, совершенных 11 сентября, ФБР придется по-новому определить свои цели и задачи.
Горелик, бывший заместитель Рено (Reno), предвидит радикальную реструктуризацию ФБР. Дела по наркотикам должны быть переданы органам по борьбе с наркотиками, а преступления белых воротничков - государству и местным властям.
Таким образом, по ее мнению, ФБР сможет сосредоточить свои усилия на борьбе с терроризмом и предотвращении будущих терактов.