Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Washington Post" (США): Важный момент для внешней политики Соединенных Штатов

Впервые во времени окончания второй мировой войны внешняя политика США может претерпеть столь значительные изменения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теперь, после совершенных 11 сентября атак на здания Пентагона и Всемирного Торгового Центра, практически каждый аспект американской внешней политики рассматривается в новом свете. Администрация оказывает внимание союзникам и пытается сгладить конфликты, чтобы ей не пришлось сражаться на слишком многих военных и дипломатических фронтах одновременно.

Администрация Буша (Bush) призвала вчера сепаратистски настроенных чеченских мятежников разорвать связи с "международными террористическими группами", снабжающими их оружием для ведения борьбы за независимость, и посоветовала чеченцам согласиться на предложенные Кремлем мирные переговоры.

Заявления администрации, говорящие о согласии Соединенных Штатов с позицией России, неоднократно возлагавшей вину за восстание в Чечне на зарубежных исламских экстремистов, знаменуют собой значимое изменение в отношении США к этой проблеме. До этого Соединенные Штаты на протяжении нескольких лет остро критиковали нарушения Россией прав человека в сепаратистской южной республике. Изменение позиции произошло сразу вслед за предложением Москвы, позволяющим Соединенным Штатам использовать российские базы и воздушное пространство для ведения войны с терроризмом.

"Принимая во внимание, что в Чечне находятся террористы, арабские террористы, связанные с организацией "Аль Каида", я считаю, что они должны быть преданы правосудию, - заявил президент Буш. - Мы действительно полагаем, что в Чечне находятся некоторые члены этой организации".

На вопрос о 72-часовом ультиматуме, предъявленном президентом России Владимиром Путиным чеченским повстанцам с требованием о начале переговоров, представитель Белого дома Ари Флейшер (Ari Fleischer) ответил: "Мы приветствуем шаги, предпринимаемые Россией в направлении сотрудничества с чеченскими лидерами". Флейшер опроверг предположение, что между поддержкой Америки и помощью России контртеррористическим усилиям США существует какая-либо связь.

Перемены в отношении Соединенных Штатов к чеченской проблеме являются лишь одним из многих изменений внешней политики США, почувствовавшихся после совершенных 11 сентября атак на здания Пентагона и Всемирного Торгового Центра. Согласно официальным лицам администрации Буша и политическим экспертам, практически каждый аспект американской внешней политики теперь рассматривается в новом свете, так как администрация оказывает внимание союзникам и пытается сгладить конфликты, чтобы ей не пришлось сражаться на слишком многих военных и дипломатических фронтах одновременно.

Например, после месяцев во многом односторонней внешней политики администрация стала применять многосторонний подход, и сделала финансирование Организации Объединенных Наций своим приоритетом. Она усиливает давление на Израиль и Палестину с целью добиться прекращения огня, и дает своим старым противникам, таким как Сирия и Иран, новые шансы на получение признательности со стороны США.

Отношения с Пакистаном становятся более горячими, чем с Индией. Китай, до недавнего времени называемый Бушем "стратегическим соперником", получает просьбу поделиться разведывательной информацией для борьбы с общим врагом.

Могут наступить и другие перемены. По мнению экспертов по внешней политике, потенциальные споры по таким вопросам, как расширение НАТО, вывод войск с Балкан или выход из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, могут быть отложены, а отношение в этих спорах к потенциальным союзниками в войне с терроризмом будет более внимательным. Вопросы нарушения прав человека в странах - новых союзниках Америки скорее всего будут обсуждаться более мягко, если вообще будут затрагиваться.

"Сейчас наступил важный момент для внешней политики, - говорит Джеймс Линдсей (James Lindsay), эксперт по внешней политике Брукингского Института (Brookings Institute). - Это тот самый момент, который впервые после второй мировой войны может определить внешнюю политику Америки". И хотя говорить о долгосрочном изменении внешней политики США может быть еще рано, придание терроризму высшего приоритета означает, что другие приоритеты отступят в сторону.

Под большим вопросом оказалась противоракетная оборона, которая до сентябрьских атак являлась краеугольным камнем военной политики администрации. По мнению экспертов, она может получить толчок от сторонников, утверждающих, что нельзя исключать возможность любых атак. Или же ее приоритет может понизиться по сравнению с защитой от низкотехнологичных методов терроризма и необходимостью в партнерах в войне против терроризма.

Желание избежать конфронтации с Россией может замедлить расширение НАТО, которая в следующем году будет рассматривать кандидатуры прибалтийских государств. Москва всегда возражала против продвижения Альянса в Прибалтику. Администрация также может отложить разговоры о выходе этой осенью из Договора по ПРО, в соответствии с желаниями некоторых членов администрации, которые хотели "расчистить дорогу" для проведения испытаний новых систем противоракетной обороны, считают внешнеполитические эксперты.

Высокопоставленный чиновник Государственного департамента опроверг тот факт, что эти вопросы будут вычеркнуты из повестки внешней политики президента Буша. "Соединенные Штаты Америки в состоянии иметь дело с несколькими вопросами одновременно, - сказал он. - Мы можем проводить всю нашу внешнюю политику".

Однако другие не так в этом уверены. Критика ведущейся Россией войны в Чечне может затихнуть, хотя Буш и сказал вчера: "Я надеюсь, что президент России, решая проблему организации "Аль Каида", будет уважать права меньшинств своей страны".