Моника Голдстайн (Monica Goldstein) боялась лифтов Всемирного торгового центра. Кто-то сказал ей, что пару раз они ломались, и удерживались всего лишь на одном предохранительном ремне. Это было неправдой, но Моника все равно беспокоилась, к тому же она иногда поздно ночью смотрела фильмы ужасов, и тогда, напуганная, оставалась ночевать у своей сестры Андриенне (Adrienne). Моника Голдстайн работала на 101 этаже ВТЦ вместе со своими коллегами из финансового общества Кантор Фитцжеральд. Во вторник одиннадцатого сентября именно эти офисы стали прямой целью угнанных самолетов, температура во время взрыва приближалась к 2000 градусов по Цельсию. От людей не осталось ничего. И все-таки, многие думают, что Моника не погибла..
23 сентября La Stampa опубликовала письмо одного итальянца, который в день покушения находился в Сирии. Он сообщает, что телевидение Дамаска "цитируя американское агентство CNN", дало информацию, что среди более чем 6000 погибших "нет ни одного еврея". Это - легенда, или ложь, или кампания по дезинформации - можно назвать ее, как угодно, - но есть предположение, что Моссад, израильская служба разведки, причастна к терракту в Нью-Йорке и что она предупредила всех евреев, работавших в ВТЦ (а их около 4000), чтобы они оставались дома и тем самым спасли себе жизнь.
Разумеется, это клевета, которую CNN никогда не распространяла. Моника была еврейкой, также как и сотни других погибших. В Америке - тысячи супружеских пар, где муж или жена - евреи. И как же они должны были вести себя? Жена еврейка остается дома, ссылаясь на головную боль, и отправляет мужа на верную смерть? Или злополучные сплетни вокруг арабского мира в Интернете, и всегда под разными подписями. То ненависть к Израилю и поддержка палестинской Интифады, то матерый антисемитизм.
Правые, левые, традиционные католики, антиглобалисты, исламисты - ненависть к Соединенным Штатам не менее распространенное явление, чем любовь к звездно-полосатому флагу. Еще вчера New York Times критиковала выступление лауреата Нобелевской премии Дарио Фо (Dario Fo), который проводит связи между нападением на Всемирный торговый центр и внешней политикой США (правда, вчера Фо внес некоторые поправки по сравнению со своими изначальными заявлениями). Лоуренс Розенталь (Lawrence Rosenthal), доцент итальянской политики в университете Berkeley пишет: "Точка зрения Фо очень принижает его проект по миру и социальной справедливости в период после Холодной Войны".
"Почему нас ненавидят?" Нет ни одного европейца, проживающего в США, которому его приятель-американец не задал бы этого вопроса. Почему? Кто заговорил бы об "антиафриканизме", "антисемитизме", "антиевропеизме", был бы сразу же признан расистом. Мы уже выучили, хоть нам и с трудом это давалось, что досадовать на какую-либо нацию ошибочно. А теперь многие - взгляните на сайты в Интернете - почти хвастаются своей антиамериканской позицией, пусть даже осуждая кровопролитие в Нью-Йорке. Что это означает? Быть против президента Буша (Bush) или против его бывшего соперника демократа Гора (Gore)? Быть против Голливуда и Вуди Аллена (Woody Allen), и других режиссеров, создающих кино? Против многонационального государства и против антиглобалистов, которые именно здесь, в США, получили свое крещение?
Антиамериканизм, исходящий от арабов, базируется на решениях США о неправильно истолкованном "окружении" Ислама. И он подпитывается безразличием, сектанством, ангажированной пропагандой. Но на Западе? Долгие годы эксперты Вашингтона говорили о "soft power", мягкой власти, которую предлагает Соединенным Штатам массовая культура. Например, в диснеевском мультфильме "Mulan" нет ни одного "белого" персонажа. Немецкий режиссер Вим Вендерс (Wim Wenders) в своем шедевре "С течением времени" говорит, через своего персонажа, такие слова: "Американцы колонизировали наше подсознание". Этот фильм относится к предыдущему поколению. Сейчас в массовой культуре развивается "коллективное подсознанаие", где перемешаны Бочелли (Bocelli) и Ману Чао (Manu Chao), Том Круз (Tom Cruise) и Умберто Эко (Umberto Eco) - и это уже не "американское" или "европейское", а глобальное подсознание.
Есть те, кто культивирует обиду на американцев в международной политике. Есть те, кто помнит необдуманные бомбежки из Нью-Джерси против Ливана в 1983. Есть те, кто обвиняет США в коалиции с Израилем против палестинцев, кто помнит санкции против Ирака и Белграда. Но неприязнь к диктатуре Франко (Franco), протесты против брежневского режима в Советском Союзе, кампания против Пиночета (Pinochet) - никогда не превращались в ненависть к народу. Напротив - испанцы, русские и все остальные воспринимались с симпатией. А вот по отношению к американцам осуждение всеобъемлющее, оно захватывает и простых граждан, которые, между прочим, открыто борются с некоторыми политическими решениями.
"Почему нас ненавидят?" Должно быть ясно: критиковать США - это всего лишь способ быть истинными друзьями этой страны. На политической арене внутри США сейчас разворачиваются яростные дебаты: демократы готовятся защищать конфиденциальность, в то время как Министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) разрабатывает план по контролю доступа информации. И когда, после терракта, телеэкраны захватила волна патриотизма, телеканал Abc запретил своим ведущим надевать патриотические значки и кокарды: "вы должны давать объективную хронику событий, без пропаганды".
Другой элемент "антиамериканизма" заключается в экономике. К сожалению, существует мысль о том, что бедность стран Третьего мира напрямую зависит от излишнего богатства Запада. Однако в современном мире нет больше необходимости богатеть за счет других. Экономический рост азиатских стран, пост-военная Европа, Япония, ситуация в Латинской Америке по сравнению с двадцатью годами назад, Индия, где 200 миллионов граждан составляют средний класс, Китай, где никто не умирает от голода, и люди покупают себе сотовые телефоны, - все это доказывает, что можно расти и развиваться вместе. Но есть устойчивое мнение о вине Америки, причем распространяемое именно в Европе, где уровень жизни не ниже американского.
И, наконец, существует "эстетический антиамериканизм". Карикатуристы изображают американских толстушек. Министр культуры Франции Жак Лан (Lang) в 1982 году предложил убрать из французского словаря все американские слова. А между тем в американских университетах господствует философия французского постмодерниста Деррида (Derrida)
Так что друзьям, повторяющим в растерянности "За что нас ненавидят?", можно было бы ответить, что никто, будучи в здравом уме, не может "ненавидеть" целую страну, но просто есть разные точки зрения, исторические различия. К сожалению, читая прокламации Бен Ладена, получая сведения из Интернета, что "не погибло ни одного еврея", слушая лицемерных "экспертов" по телевидению, любой человек может начать сомневаться, а не относится ли "антиамериканизм" ко всем американцам: любой расы, социальных и религиозных убеждений, социального статуса и личной философии.