В Москву сегодня, как ожидается, прибывает министр обороны Ирана Али Шамхани (Ali Shamkhani) для переговоров о поставках оружия в его страну. Этот визит высвечивает противоречивое положение, в котором оказалась Россия, стремящаяся, с одной стороны, быть полноценным участником возглавляемой США анититеррористиской коалиции, а с другой - сохранить традиционные отношения дружбы и рынки сбыта в арабском мире.
США, рассматривающие Иран "государством-изгоем", возражают против продажи Россией Тегерану вооружений и ядерных технологий. "Мы считаем чрезвычайно важным привлечение России к решению вопросов нераспространения", - заявил 17 сентября высокопоставленный чиновник госдепартамента США Джон Болтон (John Bolton) во время визита в Москву.
Однако вчера информационные агентства привели слова министерства обороны России, которое назвало Иран "конструктивной и стабилизирующей силой" на Среднем Востоке. Как заявляют российские официальные лица, Западу следует учитывать негативное отношение Ирана к режиму талибов в Афганистане.
Россия приостановила поставки оружия в Иран в 1995 году, чтобы угодить США, однако в прошлом году объявила о прекращении моратория. По оценкам экспертов, иранский рынок может приносить российским экспортерам оружия около $300 млн. ежегодно. Россия также рассчитывает получить контракт на строительство второго ядерного реактора на строящейся АЭС в Бушере.
Россия говорит, что намерена продавать в Иран только оборонительное оружие, включая, возможно, ракеты ПВО для развертывания в Бушере. Однако, по мнению аналитиков, планируемые сделки могут также включать ракеты, способные угрожать судам в Персидском заливе.