Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Грязная война, которая может оказаться решающей

В новой войне против терроризма необходимо иметь самое важное оружие √ разведывательную информацию

Грязная война, которая может оказаться решающей picture
Грязная война, которая может оказаться решающей picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Соединенные Штаты Америки, накопившие в Азии после войны 1991 года в Персидском заливе самый впечатляющий арсенал огневой мощи, сегодня выясняют, что все эти высокотехнологичные сверхсмертоносные системы оружия ничего не стоят, если неизвестно, в каком направлении следует из них стрелять. Что касается разведки, тут США уже не чувствуют себя сверхдержавой.

2 октября 2001 года. Соединенные Штаты Америки, накопившие в Азии после войны 1991 года в Персидском заливе самый впечатляющий арсенал огневой мощи, сегодня выясняют, что все эти высокотехнологичные сверхсмертоносные системы оружия ничего не стоят, если неизвестно, в каком направлении следует из них стрелять. А для этого в новой войне против терроризма необходимо иметь самое важное оружие - разведывательную информацию. Что касается разведки, тут США уже не чувствуют себя сверхдержавой. Все их спутники-шпионы и сложные электронные системы наблюдения не сумели обеспечить упреждающую информацию о нападениях 11 сентября. Пока сегодняшняя газета "The Guardian" не сообщила о том, что Усаму бен Ладена (Osama bin Laden) на прошлой неделе видели в афганской столице Кабул, США, по-видимому, не ведали также и о том, где находится их главный подозреваемый. Информация о последнем известном местонахождении бен Ладена подчеркивает тот факт, что Центральному разведывательному управлению (ЦРУ) США остро необходимы возможности агентурной разведки. Срочность в этом деле такова, что США решились пойти с протянутой рукой к не обладающим высокими технологиями странам, на которые до этого они смотрели как на враждебные. Американцы обратились к ним с просьбой объединить их шпионов в коалицию. Эта коалиция еще более маловероятна, но гораздо более важна, чем параллельные дипломатические и военные альянсы, которые поспешно создаются по всему миру.

Просьбы об оказании помощи в отыскании местопребывания бен Ладена получили Россия, Китай и Иран. Каждая из этих стран заинтересована в ликвидации правящего режима талибов в Афганистане и в разгроме исламского повстанческого движения, которое экспортируют афганские милиционные формирования. Самые важные союзники в этой разношерстной разведывательной коалиции - Пакистан и Саудовская Аравия, два вроде бы дружественных Соединенным Штатам государства, которые, однако, не особенно стремятся к сотрудничеству с американцами.

Это не первый случай, когда собирается столь странная и невероятная коллекция агентов разведывательных служб. Они сотрудничали в 80-х годах, ведя борьбу против оккупировавших Афганистан советских войск. Но Советский Союз мертв и похоронен, а созданные при содействии ЦРУ и их друзей силы моджахедов сегодня представляют собой куда более серьезную угрозу для самой Америки. В разведывательном сообществе США даже есть слово, характеризующее такие нежелательные последствия - "blowback" ("обратный удар" - англ.). Этот "обратный удар" пришелся по Пакистану, где ныне препятствует попыткам США добраться до своих врагов. Созданный в 1948 году одним английским генералом объединенный разведывательный директорат Пакистана (directorate for inter-services intelligence - ISI) сыграл ключевую роль в становлении и развитии афганских моджахедов. Пакистанская разведка ISI работала рука об руку с ЦРУ США, организуя сети военно-учебных лагерей моджахедов и поставляя им оружие, но, в отличие от ЦРУ, после поражения советских войск отдел тайных операций ISI не ушел из Афганистана. Согласно некоторым оценкам, в период 1983-1997 годов ISI подготовила 83000 моджахедов и использовала их как своих ставленников для ведения войны против Индии в провинции Кашмир и для удержания под своим контролем Афганистана. В разведывательном мире движение "Талибан" считают проектом ISI. Экспорт афганского опиума обеспечил ISI поступление доходов и превратил в коррумпированное "государство в государстве", которое само становится все более исламистским по своему мировоззрению. Бывший директор ISI Хамид Гул (Hamid Gul) превратился в ведущего выразителя идей исламского фундаментализма в Пакистане; нападения 11 сентября он охарактеризовал как предлог для объявления Америкой войны исламу.

Бывший начальник контрразведывательной службы ЦРУ США Винсент Каннистраро (Vincent Cannistraro) заявил: " ISI является частью проблемы, но может стать и частью ее решения, если президент Пакистана Мушарраф (Musharraf) сумеет убедить их помочь нам". "У них есть свои люди в лагерях военной подготовки афганцев, а афганцев нельзя обучать, если там не будет арабов. ISI имеет прямые контакты с арабами в Афганистане. Пакистанцам известно, где находятся арабы, но сегодня встает вопрос: захотят ли они поделиться разведывательной информацией? Хамид Гул все еще сохраняет значительное влияние".

Саудовская разведка имеет больше оснований желать, чтобы бен Ладена захватили или уничтожили, а его террористическую сеть "Аль-Каэда" (al-Qaida) разгромили. Бен Ладен представляет угрозу для королевской семьи Саудовской Аравии, но саудовцы весьма осторожно подходят к тому, чтобы делиться с Соединенными Штатами разведывательной информацией, отчасти в силу того, что этот шаг был бы политически непопулярным. Попытки США допросить подозреваемых в нападениях на американских солдат в Саудовской Аравии блокируются саудовскими властями, которые один раз даже казнили пятерых подозреваемых еще до того, как Федеральному бюро расследований (ФБР) США удалось до них добраться. Саудовская разведка, по-видимому, также страдает от значительного проникновения в ее ряды лиц, сочувствующих организации "Аль-Каэда". Сообщается, что ряд попыток физического устранения бен Ладена был сорван. По сообщению одного источника в разведывательном сообществе США, вскоре после событий 11 сентября в организации "Аль-Каэда" были разоблачены два саудовских агента. Одного казнили, а другому удалось бежать.

Что еще хуже, сам разведывательный аппарат Саудовской Аравии находится в постоянном брожении. Давнишний обершпион принц Турки-аль-Фейсал (Turki al-Faisal) в августе был уволен с должности по причинам, которые остаются неясными. Его преемник, принц Навасс бен Абдулазиз (Nawass bin Abdulaziz), дядя принца Турки, является бизнесменом и в последнее время почти не имеет разведывательного опыта.

Российские и китайские обещания сотрудничества в сфере разведки также имеют ограниченную ценность и скорее всего будут обусловлены конкретными требованиями. Российский министр обороны Сергей Иванов предложил разведывательную помощь, но предупредил, что обмен разведывательной информацией должен быть "взаимным". Москва, в частности, хочет сведений и, возможно, помощи в деле отслеживания местонахождения лидеров чеченских повстанцев, которые имеют связи с лагерями подготовки исламских повстанцев в Афганистане. Точно так же и Китай заинтересован в разгроме исламских повстанцев в своем западном Синьцзян-Уйгурском автономном регионе.

А тем временем у Ирана есть больше, чем у любого другого из соседей Афганистана, оснований желать свержения режима талибов, с милиционными формированиями которого Тегеран в 1998 году едва не начал войну. Но сотрудничество с США является анафемой для иранской разведки. Даже если бы иранцы были готовы к такому сотрудничеству, многие в Вашингтоне возражают против сотрудничества с государствами, обвиненными в поддержке терроризма. Это, говорят они, приглашение к новым "обратным ударам".

Когда дело доходит до того, что скорее всего превратится в исключительно грязную войну разведок, остававшиеся у ЦРУ США после "холодной войны" угрызения совести при выборе своих друзей начинают казаться непозволительной роскошью. Проблема в том, что в шпионском братстве, которое сейчас формируется, те, кто больше других готов помогать, меньше всего знают о местопребывании бен Ладена. А те, кто знает больше всех, вроде Пакистана, имеют собственные причины для дозирования своего сотрудничества. А в центре событий, как единодушно утверждают аналитики проблем разведки, оказывается пакистанская разведка ISI - созданная англичанами, да, но такая разведывательная организация, о которой никто не может с уверенностью сказать, на чьей она стороне.