Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война с террористами может помешать планам строительства противоракетного щита Америки

Последствия нападений террористов на США для программы противоракетной обороны могут быть двойственными

Война с террористами может помешать планам строительства противоракетного щита Америки picture
Война с террористами может помешать планам строительства противоракетного щита Америки picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда утихнет нынешний сыр-бор, администрация США столкнется с жестким выбором. Необходимость сохранить первоначальную антитеррористическую коалицию, и особенно удержать в ней Россию может сделать проведение запланированных испытаний противоракетного щита Америки затруднительным для администрации. Кроме того, на время замолкшие критики администрации в стране безусловно станут доказывать, что риск разрушить антитеррористическую коалицию настолько высок, что Соединенным Штатам следует отложить свои мечты о противоракетной обороне, чтобы сосредоточить усилия на том, что г-н Буш-младший именует своим наивысшим приоритетом, √ на борьбе с террористами.

Вашингтон, 2 октября 2001 года. Администрация Буша-младшего (George W. Bush) заявляет, что выявившаяся в ходе недавних террористических нападений уязвимость США подкрепляет ее доводы в пользу строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО). Однако долговременные последствия этих нападений могут с одинаковой долей вероятности как затруднить усилия президента США в данном направлении, как и помочь им. Дома значительная часть критики плана развертывания эшелонированной НПРО США после совершенных 11 сентября нападений на Всемирный торговый центр (в Нью-Йорке - прим. пер.) и Пентагон (здание министерства обороны США в Вашингтоне - прим. пер.) на время положена на полку. Демократы из сенатской комиссии по делам вооруженных сил, стремясь продемонстрировать, что выступают с Белым домом единым фронтом в вопросах обороны, отказались от своих попыток блокировать проведение без одобрения конгресса некоторых испытаний противоракетных систем. Заграницей Россия, стойкий противник американской программы (строительства НПРО - прим. пер.), снизила остроту своих возражений, чтобы стать союзником Америки в борьбе против терроризма. Москва, кажется, пришла к выводу, что активная международная оппозиция противоракетной обороне в данное время будет бесполезной.

Со временем, однако, когда утихнет нынешний сыр-бор, администрация столкнется с жестким выбором. Необходимость сохранить первоначальную коалицию, и особенно удержать в ней Россию может сделать проведение запланированных испытаний противоракетного щита Америки затруднительным для администрации. Кроме того, на время замолкшие критики администрации в стране безусловно станут доказывать, что риск разрушить антитеррористическую коалицию настолько высок, что Соединенным Штатам следует отложить свои мечты о противоракетной обороне, чтобы сосредоточить усилия на том, что г-н Буш-младший именует своим наивысшим приоритетом, - на борьбе с террористами.

"Моя просьба (к администрации) - отложить споры из-за противоракетной обороны на другой раз. Давайте сосредоточимся на том, на чем нужно", - говорит сенатор Джозеф Байден (Joseph Biden), демократ от штата Делавэр, являющийся председателем сенатской комиссии по иностранным делам и ведущим критиком плана противоракетной обороны. Другие критики предупреждают, что, если США нарушат Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, запрещающий создавать системы противоракетной обороны территории страны, то тем самым рискуют инициировать новую гонку вооружений, которая может докатиться до того самого региона мира, который сегодня является эпицентром их войны с терроризмом.

Другой союзник в борьбе против террористов, Китай, может отреагировать на развертывание НПРО США быстрым наращиванием своего, в данное время небольшого, арсенала ядерного оружия, что заставит Индию ускоренными темпами развивать свою ядерную программу. А это, в свою очередь, может подтолкнуть Пакистан - врага Индии - к тому, чтобы дать адекватный ответ. Тогда США скорее всего будут чувствовать себя обязанными наказать Пакистан, даже несмотря на то, что Пакистан является страной, которую США больше всего хотят иметь на своей стороне в противоборстве с Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden).

Впрочем, в ближайшей перспективе администрация США вместо этого скорее всего сфокусирует внимание на том, что террористические нападения 11 сентября, показав, что американская территория уязвима от атак изгоев, ранее считавшихся невозможными, продемонстрировали также, что Соединенным Штатам необходимо быть готовыми к отражению (баллистических) ракет в такой же мере, как и к защите от угнанных террористами авиалайнеров. "Концепция национальной безопасности Америки меняется очень быстро в направлении традиционного понятия обороны применительно к собственной территории: пограничного контроля, контроля воздушного пространства и, разумеется, это означает также противоракетную оборону", - говорит Лорен Томпсон (Loren Thompson), аналитик Лексингтонского института, независимого центра анализа оборонных проблем, который находится в городе Арлингтон, штат Виргиния.

Решение администрации США относительно того, как быть с противоракетной обороной, будет особенно внимательно отслеживаться в Москве. Как и Советский Союз до нее, Россия противится усилиям США отчасти потому, что не может себе позволить построить сопоставимую систему противоракетной обороны. Однако нападения 11 сентября также дали российскому президенту неожиданный шанс. Его страна предлагает США беспрецедентное сотрудничество, обязуясь обеспечить разведывательную информацию по бен Ладену, этому воинствующему исламисту, который, как считают, организовал и скоординировал нападения, а также поощряя Таджикистан и Узбекистан, две бывшие советские республики, к тому, чтобы те предложили Соединенным Штатам свои базы и помощь в тыловом обеспечении создаваемой для действий против Афганистана группировки американских вооруженных сил.

По утверждению Александра Пикаева, аналитика московского отделения Фонда Карнеги за международный мир, в награду за свою помощь г-н Путин намерен добиваться целого ряда уступок, в том числе продолжения американо-российских консультаций по противоракетной обороне в течение большей части следующего года, отчасти для того чтобы заморозить выполнение американской программы испытаний и выиграть время для заключения сделки о глубоких сокращениях стратегических вооружений. Ему также было бы желательно сорвать принятие Литвы в Организацию Североатлантического договора (НАТО) в рамках программы расширения этого альянса.

В дополнение Москва, у которой есть собственные проблемы с террористами на ее южных границах, надеется, что ее участие в возглавляемой Соединенными Штатами антитеррористической коалиции позволит приглушить критику ее жестокой войны в Чечне, этой мятежной российской провинции. Если только война разгорится вновь, и Россия снова применит против Чечни всю свою огневую мощь, Вашингтон, как надеется г-н Путин, постарается этого не заметить.

До нападений 11 сентября Россия стремилась организовать протесты мировой общественности против планов администрации США, включая предложение резолюций для Генеральной Ассамблеи Организацией Объединенных Наций (ООН). Москва также надеялась, что демократы в сенате США наложат ограничения на программу НПРО. Но сегодня "существует понимание реалии, что, по крайней мере сейчас, учитывая растущую симпатию к США в мировом сообществе, будет очень трудно сплотить оппозицию плану НПРО как внутри страны, так и на мировой арене", заявляет г-н Пикаев.

При этом он добавляет, что россияне сейчас рассчитывают на то, что он именует двумя "самоограничивающими" факторами в Вашингтоне, которые ведут к замедлению темпов реализации программы НПРО. Первый фактор - это надежда на то, что в момент, когда идет война с глобальным терроризмом, противоракетная оборона не будет являться столь центральным для администрации США вопросом, как могло бы быть в ином случае. И второй фактор - россияне рассчитывают на растущее внутри администрации США понимание, что активное проталкивание программы противоракетной обороны затруднит им достижение согласия и получение поддержки других стран в их антитеррористической борьбе.

Администрация Буша-младшего, быть может, сумеет просто отложить на время любое выяснение отношений с Россией. Человек, которому известен график испытаний (системы противоракетной обороны - прим. пер.), говорит, что следующие испытания запланированы на третью неделю ноября и что есть планы проводить испытания примерно раз в квартал. Однако эксперты утверждают, что при нынешнем графике испытаний едва ли у Соединенных Штатов возникнет потребность выхода из Договора по ПРО ранее следующего года.