Российский президент Владимир Путин прибыл в Брюссель для переговоров сразу с Европейским союзом (ЕС) и с Организацией Североатлантического договора (НАТО) в подходящий момент. Пришло время обсудить более тесные связи Москвы с обеими организациями.
Высказанная г-ном Путиным поддержка возглавляемой Соединенными Штатами Америки коалиции против глобального терроризма способствовала улучшению атмосферы в отношениях России как с США, так и с Европой. Тем самым расчищен путь для обсуждения вопроса о придании взаимоотношениям между ними большей содержательности. После многих лет взаимной подозрительности периода "холодной войны" это будет нелегко сделать. В последнее десятилетие и ЕС, и НАТО стремятся к тому, чтобы установить с Россией более тесные связи. Отношения бывали и горячими, и холодными; имелись расхождения в вопросах о Чечне и о Балканах. Западные инвесторы устали от отсутствия законов и надежных партнеров в российской экономике. Ощущается потребность в разработке четкой стратегической повестки, которая гарантировала бы, что Россия не будет оставаться в стороне (от мирового сообщества - прим. пер.).
Что касается Организации Североатлантического договора, момент (для визита г-на Путина - прим. пер.) очень подходящий, поскольку этот альянс стоит на пороге внутренней реорганизации. Именно об этом свидетельствует тот факт, что во вторник страны НАТО вспомнили о записанном в уставе этой организации положении о взаимной обороне. Девятнадцать стран - членов НАТО высказали единодушное мнение, что атаки международного терроризма на США представляют угрозу для всех и каждого. Но они также согласились реагировать гибко, а не как монолитная военная структура.
Россия не собирается в ближайшем будущем вступать в ту структуру НАТО, которая существует на сегодняшний день. Ее вооруженные силы едва ли можно интегрировать в военную машину НАТО, что связано с навязчивыми инспекциями, требованиями иметь совместимое (со стандартами НАТО - прим. пер.) вооружение и технику, а также единое военное командование. Российское вето на операции НАТО было бы неприемлемым для альянса. Однако членство (России - прим. пер.) в новой, более гибкой системе безопасности вполне мыслимо.
Что касается Европейского союза, то там также существует нужда в позитивном плане обсудить вопрос о путях и способах включения России, после расширения ЕС на восток, в более широкую экономическую структуру Европы. Президент Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) говорит об "общем экономическом пространстве". Если это означает зону свободной торговли или таможенный союз, то нужны четкие разъяснения. Должно быть также ясно сказано о том, что подобные меры требуют продолжения более широких и глубоких реформ в России, чем те, что осуществляются в Западной Европе.
Не подлежит сомнению, что г-ну Путину еще многое предстоит сделать для наведения порядка в собственном доме. Нужно по-прежнему оказывать на него давление, принуждая к поискам политического, а не военного решения для Чечни. Инвестиции потекут в Россию только тогда, когда ее законодательство станет понятным, а законы будут беспристрастно выполняться. Г-ну Путину не следовало бы - как он намекнул в Берлине на прошлой неделе - сталкивать лбами Европу и США, разыгрывая свою карту. Это было бы контрпродуктивным. В момент, когда все отчетливо видят в глобальном терроризме общего врага, все вместе заинтересованы в укреплении связей.