Пять бывших среднеазиатских советских республик являются бедными и опасными государствами. Повсеместно существуют этнические и религиозные очаги напряженности. Конституции позволяют президентам править неограниченное количество сроков. Оппозиции подавлены и поставлены вне закона. По меньшей мере двое руководителей готовят своих детей стать преемниками.
Дмитрий Тренин, российский внешнеполитический эксперт, отмечает "крайнюю нищету населения, процветание отдельных семей, жестокое авторитарное клановое правление, всепроникающую коррупцию среди чиновников и некомпетентность властей" в республиках Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
В течение последнего десятилетия Запад не обращал внимания на процветание деспотизма в Средней Азии. Россия, региональная держава, его поддерживала. Она рассматривала светских, авторитарных правителей как лучшую защиту от угрозы воинствующего ислама.
Однако теперь возглавляемая США война против терроризма все поменяла, превращая Среднюю Азию, со всеми ее проблемами, в зону жизненных интересов Запада. Напротив Средней Азии располагается Афганистан, прибежище Талибов и Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), подозреваемого в организации террористических атак на Америку.
Эти события в свою очередь сделали Запад зоной жизненных интересов правительств Средней Азии. За предоставление военных баз и воздушных коридоров для нанесения ударов по Афганистану они захотят получить вознаграждение в виде помощи и безопасности. Они не захотят, чтобы Соединенные Штаты нанесли удары и удалились восвояси, оставив их разбираться с последствиями. Американцев будут пытаться заставить разбить лагерь на заднем дворе России и вычистить это место.
Для России это трудный, однако в какой-то мере неизбежный момент. Средняя Азия получает шанс воспользоваться независимостью, которую она теоретически получила после распада Советского Союза в 1991 году. Москва была застигнута врасплох. Судя по всему, она ожидала увидеть более высокий уровень повиновения со стороны государств Средней Азии.
Спустя три дня после атак 11 сентября, министр обороны России Сергей Иванов уверенно заявил, что "не имеется ни малейших оснований даже для гипотетической возможности проведения военных операций НАТО в странах Средней Азии". Однако 24 сентября Владимир Путин заявил, что "союзники России в этом регионе не исключают использование своих аэродромов".
Узбекистан занял ключевое место в планах США. Его глава г-н Каримов, похоже, предложил Соединенным Штатам любую помощь, которые они захотят получить, включая использование военных баз, хотя речь не идет об использовании войск. По мнению международного аналитического центра "Международная кризисная группа" г-н Каримов рассматривает кризис "как возможность добиться экономических и политических уступок со стороны Запада".
Это может включать в себя помощь инвестициями, и, возможно, помощь в нанесении поражения местному противнику г-на Каримова, Исламскому движению Узбекистана (ИДУ). На прошлой неделе г-н Буш (Bush) назвал ИДУ в числе террористических групп, которые будут подвергаться преследованиям. "Международная кризисная группа" считает это свидетельством того, что "между Вашингтоном и Ташкентом уже заключена сделка".
Туркменистан пообещал открыть воздушные и наземные коридоры для доставки гуманитарной помощи. В то же время Туркменистан придерживается нейтралитета - позиция, которая уходит корнями в прошлые близкие отношения с движением "Талибан".
Политика Туркменистана диктуется зависимостью от газа, являющегося единственным продуктом, за экспорт которого он получает твердую валюту. Большинство газа идет в Россию или через нее. "Россия держит Туркменистан в кулаке, - говорит один западный дипломат в Ашхабаде. - Она покупает столько газа, сколько ей нужно, и по той цене, по которой хочет".
Проблема может быть решена строительством нового газопровода через Афганистан в Пакистан и Индию, если условия в Афганистане это позволят. Для Сапармурата Ниязова, авторитарного туркменского президента, необходимо быть в хороших отношениях с любыми силами, которые будут контролировать эту территорию. На данный момент нейтралитет является единственным выходом.
Казахстан предложил Соединенным Штатам все, что они пожелают. Киргизстан пообещал предоставить воздушные коридоры. Таджикистан пока не сделал никаких заявлений. На его территории находятся 20 000 военнослужащих российских войск. Они поддерживают мир, на них опирается президент, они охраняют границу с Афганистаном. Таджикистан не может делать больше, чем ему позволит Россия. Он опасается движения "Талибан". Однако он не может остаться безучастным к тем выгодам, которые могут последовать за помощь Соединенным Штатам. Судя по всему, его политика будет заключаться в предоставлении воздушного пространства без признания этого в открытом порядке.
Российская политика находится под впечатлением катастрофической войны в Афганистане в 80-х годах. И все же Россия объединяется с Западом, частично по своему желанию, частично из-за того, что государства СНГ не оставляют ей другого выхода. Она предложила свои воздушные коридоры для перевозки гуманитарных грузов. Г-н Путин высказался о "более глубоком" сотрудничестве с Западом, если тот предложит правильные условия. Эти условия, судя по всему, будут включать карт-бланш на войну в Чечне и скорейшее вступление России во Всемирную торговую организацию.
Россия также пообещала оказать поддержку антиталибским силам. Расчеты России могут основываться на том, что если Соединенные Штаты свергнут движение "Талибан", и начнут создавать заменяющее его правительство, Россия будет контролировать как минимум блокирующее меньшинство страны посредством "Северного альянса", и иметь веское слово при принятии решений. С другой стороны, в случае неудачи операции Соединенных Штатов, хорошо вооруженный "Северный Альянс" будет служить лучшим буфером между Талибами и Таджикистаном.
Со старомодной точки зрения "сфер влияния", интересы России находятся под угрозой как в случае успеха США в Афганистане, так и в случае поражения, ибо американцы просто-напросто не должны там находиться. Способность по новому взглянуть на положение вещей покажет уровень реализма Владимира Путина. Однако и Россия и Запад могут выиграть, если Средняя Азия получит перспективы долгосрочной стабильности.