Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Чечня √ особый случай

Реальной проблемой Чечни является то, что Россия отказывает чеченцам в политических правах

Почему Чечня √ особый случай picture
Почему Чечня √ особый случай picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чечня не является террористическим синдикатом или исламским движением; это страна, которая была завоевана Россией в 19-м веке и которая вот уже в течение более десятилетия стремится к восстановлению самоуправления. Ее лидер, Аслан Масхадов, является не исламским экстремистом и даже не кадровым военным, а прозападным политиком, который был избран демократическим путем в 1997 году, за два года до того, как г-н Путин решил нарушить мирный договор, послав 80-тысячный контингент российских войск для оккупации этой республики. Что всего важнее, самые страшные зверства чеченского конфликта √ войны, которую можно было бы избежать, если бы Россия была готова предоставить самоуправление этому субъекту Российской Федерации √ были совершены не международными террористами или чеченскими повстанцами, но российскими войсками г-на Путина.

Российский президент Владимир Путин добился примечательного успеха в его кампании за объединение его жестокой войны в Чечне с новой, возглавляемой Соединенными Штатами Америки, войной против терроризма. На прошлой неделе американский президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) публично согласился с г-ном Путиным, что террористы, имеющие связи с Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden), воюют против российских войск в этой, населенной преимущественно мусульманами, республике, и сказал, что их следует "отдать в руки правосудия".

С того времени администрация Буша-младшего без лишнего шума принимает конкретные меры в поддержку Москвы. В конце прошлой недели она направила жесткое письмо находящемуся в изгнании чеченскому министру иностранных дел, требуя, чтобы повстанцы порвали отношения с двумя чеченскими полевыми командирами, которые представляют радикальную исламскую фракцию в движении за независимость Чечни. А на этой неделе они говорят находящемуся в США с визитом президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе - который ожидает от США помощи в борьбе с угрозами для суверенитета его страны от России - что он должен помочь Москве, приняв меры против окопавшихся в Грузии чеченских боевиков.

Г-н Путин хотел бы, чтобы остальной мир поверил, что шаги США эквивалентны его собственной поддержке наступления США на Усаму бен Ладена и режим талибов в Афганистане. Но это не соответствует действительности, и прежде чем администрация Буша-младшего пойдет дальше в своей поддержке политики г-на Путина в Чечне, стоит задуматься над вопросом, почему этот конфликт - и террористы, в нем участвующие - особый случай.

Чечня не является террористическим синдикатом или исламским движением; это страна, которая была завоевана Россией в 19-м веке и которая вот уже в течение более десятилетия стремится к восстановлению самоуправления. Ее лидер, Аслан Масхадов, является не исламским экстремистом и даже не кадровым военным, а прозападным политиком, который был избран демократическим путем в 1997 году, за два года до того, как г-н Путин решил нарушить мирный договор, послав 80-тысячный контингент российских войск для оккупации этой республики. Что всего важнее, самые страшные зверства чеченского конфликта - войны, которую можно было бы избежать, если бы Россия была готова предоставить самоуправление этому субъекту Российской Федерации - были совершены не международными террористами или чеченскими повстанцами, но российскими войсками г-на Путина.

Российские и западные группы борцов за права человека полно и тщательно задокументировали сотни военных преступлений российских войск, включая казни без суда и следствия, пытки, вымогательства и разрушения чеченских городов и населенных пунктов в ходе осуществляемых без разбора бомбежек и артобстрелов. При проведении типичной "военной операции" в Чечне российские войска врываются в город или деревню, сгоняют все население в одно место, отделяют всех мужчин и мальчиков более старшего возраста и загоняют их в открытые ямы. Большинство из них впоследствии освобождают за взятки и отдают родственникам, но многих пытают и некоторых казнят без суда и следствия, а их тела выбрасывают на свалку или продают родственникам.

Именно благодаря такой тактике и хаосу, который россияне создали на территории Чечни, в последние несколько лет там появился с десяток повстанческих вооруженных формирований, куда входят также и арабские боевики или полевые командиры. Эти формирования финансируются воинствующими исламскими экстремистами, в число которых якобы входит и Усама бен Ладен. Эти отряды вооруженных бойцов давно уже не ладят с г-ном Масхадовым и верными ему чеченскими полевыми командирами, которые стремятся создать светское государство, поддерживающее тесные связи с Россией и Западом. В силу данного обстоятельства требование, чтобы чеченское руководство перестало поддерживать отношения с воинствующими исламистами в значительной степени является излишним - они уже враги и соперники за власть. Реальной проблемой Чечни является то, что Россия отвергает политические права чеченцев и отказывается вести переговоры с г-ном Масхадовым, что в сочетании с массовыми и систематическими нарушениями прав человека привело к бесконечной войне и анархии, которая обусловила появление там иностранных террористов.

В течение прошедшей недели г-н Путин и его пресс-секретарь, в рамках того, что он сам называет инициативой по созданию нового альянса с Западом, обрисовали в общих чертах то, что может стать серьезным изменением в этой варварской политике. Всего лишь месяц назад г-н Путин возмущенно отвергал идею переговоров с г-ном Масхадовым; теперь же его пресс-секретарь заявляет, что российский президент активно ищет возможности для переговоров с чеченским президентом как с "представителем умеренных сил". Уже имели место несколько телефонных контактов между двумя сторонами. Сам по себе этот "поворот кругом" г-на Путина является столь же драматичным, сколь и изменение позиции администрации Буша-младшего по Чечне; он служит некоторым оправданием недавних шагов США, помимо простого возмещения за российскую поддержку в Средней Азии по принципу "услуга за услугу".

Но пока не ясно, действительно ли г-н Путин серьезно стремится к политическому решению - а это крайне важный фактор. Понятно, что Соединенные Штаты должны поддержать меры, направленные на уничтожение террористической сети Усамы бен Ладена в Чечне и повсюду, где только она есть. Но администрации Буша-младшего следует также помнить - и ясно заявлять об этом Москве, - что, пока российское правительство не урегулирует конфликт с правительством Масхадова и не прекратит свою военную кампанию против гражданского населения Чечни, фактически не будет возможности достичь этой цели.