Брюссель, 3 октября 2001 года. Российский президент Владимир Путин сегодня заявил, что Россия готова, в рамках трансформации своих взаимоотношений с Европой в области безопасности, пересмотреть свое негативное отношение к расширению Организации Североатлантического договора (НАТО), предусматривающему прием в эту организацию бывших республик Советского Союза. Подтверждая, что после опустошительных нападений террористов на Соединенные Штаты Америки в глобальной политике произошли тектонические сдвиги, и что борьбу с международным терроризмом необходимо сделать первоочередной задачей, г-н Путин утверждал, что его страна желает усилить сотрудничество с Западом в сфере безопасности. Он снова повторил прежние российские требования, чтобы НАТО приняла на себя более широкие политические функции, и сказал, что Москва может быть привлечена к этому процессу. Это заявление стало самым свежим в серии важных перемен в отношении г-на Путина к Западу, озвученных им после событий 11 сентября. Ранее г-н Путин одобрил военную активность США в среднеазиатских государствах, которые когда-то были советскими республиками, и предложил сотрудничать с Соединенными Штатами в борьбе с терроризмом.
После того, как в 1999 году в НАТО были приняты Польша, Венгрия и Чешская Республика, Россия настойчиво требует, чтобы этот альянс не покушался на территорию, которая ранее входила в состав Советского Союза, в том числе на три прибалтийских государства. Сегодняшние высказывания г-на Путина знаменуют потенциально важную уступку Соединенным Штатам, которые выступают за дальнейшее расширение альянса на восток. По завершении своего двухдневного визита в Брюссель для встреч с руководителями Европейского союза (ЕС) и с генеральным секретарем совета НАТО Джорджем Робертсоном (George Robertson) г-н Путин заявил: "Давно пора предложить практические решения, с учетом меняющихся приоритетов, в результате чего на первое место в глобальной повестке выдвинулся терроризм". Россия, сказал он, начнет проводить ежемесячные консультации с представителями ЕС о том, как прекратить финансирование террористов, организовать обмен информацией о подозреваемых в криминальной деятельности, отслеживать фальшивые документы и контролировать перемещение химических, ядерных и биологических материалов.
После совершенных три недели назад нападений на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон (здание министерства обороны США в Вашингтоне - прим. пер.) г-н Путин заслужил похвалу в западных столицах за решительную поддержку международной кампании против терроризма и добился большей симпатии к жестокому конфликту России с мусульманскими сепаратистами в расположенной на юге страны Чечне. Сегодня г-н Путин, вновь повторив, что сеть Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) помогает также чеченским повстанцам, сказал, что взрывы жилых домов в России два года назад, повлекшие многочисленные жертвы, "носят характерный отпечаток" бен Ладена, этого саудовского диссидента, которого подозревают в организации самоубийственных атак авиалайнеров в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Премьер-министр Бельгии Гай Ферхофштадт (Guy Verhofstadt), чья страна сейчас в соответствии с очередностью занимает президентское кресло в ЕС, назвал обещание (г-на Путина - прим. пер.) бороться с терроризмом "гигантским шагом вперед", к новому стратегическому партнерству между Россией и ЕС. В Вашингтоне пресс-секретарь государственного департамента США Ричард Бучер (Richard A. Boucher) заявил, что высказывания г-на Путина "знаменуют собой фундаментальную перемену в том, как мы все смотрим на безопасность┘ Это показывает, что мы действительно едины в этом вопросе и мы сможем себе помочь, только если станем помогать друг другу".
В Москве очевидное ухаживание г-на Путина за ЕС и НАТО рассматривают как решительную заявку на прочное место России в западном лагере. "Это новый уровень отношений между Россией и Западом, - заявил Сергей Чугров, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений. - Главная цель России - найти свое место не на окраинах мировой политики, но как часть цивилизованного мира, вместе с США и Европой". Заместитель директора московского отделения Фонда Карнеги за международный мир Дмитрий Тренин сказал, что нападения террористов предлагают "огромную новую возможность" для России интегрироваться с Западом. "Вместо того чтобы болтаться между великими державами мира, Россия могла бы, наконец, найти себя как европейская страна, - сказал он. - Она просто слишком слаба, чтобы выступать в роли первоклассного полюса силы между Китаем и Европой".
Европейский союз уже согласился на долгосрочный "диалог по проблемам энергетики", целью которого является увеличение экспорта российской нефти и природного газа и сокращение зависимости Европы от поставок энергоресурсов с Ближнего и Среднего Востока. Европейские компании поторопились подписать контракты, чтобы начать эксплуатировать огромные нефтяные и газовые резервы в Сибири. Как главный торговый партнер России Европейский союз, в который входят 15 государств, обещал нарастить усилия по оказанию Москве помощи в вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) - чего Россия безуспешно добивается вот уже на протяжении последних 8 лет.
Официальные лица ЕС сказали, что помогут России разработать и претворить в жизнь необходимые экономические реформы, которые позволят ей вслед за Китаем стать членом ВТО. Г-н Путин жаловался на несправедливые требования, предъявляемые к его стране, но сказал, что Россия готова признать право на интеллектуальную собственность, отказаться от тарифных барьеров, сократить субсидии фермерам и приспособить законы о внешней торговле к требованиям ВТО. Г-н Путин также подчеркнул свое желание дожить до того дня, когда Россия откажется от своего давнишнего противоборства с НАТО. В своих многочасовых беседах с г-ном Робертсоном и с премьер-министром Великобритании Тони Блэром (Tony Blair) он в общих чертах обрисовал свои планы усиления связей взаимодействия (с Западом - прим. пер.). Г-н Путин сказал, что рассчитывает, что в ближайшие дни г-н Блэр посетит Москву. Российский руководитель сказал, что угроза глобального терроризма вынуждает его страну "совершенно в новом свете" взглянуть на планы расширения НАТО. На запланированной на будущий год встрече на высшем уровне 19 государств - членов НАТО будет рассмотрен вопрос об очередном этапе расширения этого альянса, который может включать прием прибалтийских государств, Литвы, Латвии и Эстонии. "Если НАТО приобретет иную окраску и станет политической организацией, тогда, разумеется, мы пересмотрим нашу позицию относительно подобного расширения, - заявил г-н Путин. - Все говорят, что НАТО становится скорее политическим, чем военным союзом. Нас это волнует, и мы за этим процессом следим. Если случится именно так, ситуация существенно изменится".
Соединенные Штаты Америки ранее не устанавливали графика расширения НАТО, но этот вопрос вот уже какое-то время является раздражителем в американо-российских отношениях. Россия активно противилась предыдущему расширению, но в последнюю минуту неохотно на него согласилась. Прибалты считаются первыми кандидатами на прием в НАТО в ходе следующего этапа расширения альянса, которое в дальнейшем может коснуться и других бывших советских республик, ставших сегодня независимыми государствами.
Прежние усилия по улучшению отношений между Россией и альянсом были чреваты затруднениями. Дав согласие на первый этап расширения, Россия настояла на создании постоянного совета Россия-НАТО для регулярных консультаций, но совет практически бездействовал. Россия также раздражала членов альянса своей резкой критикой нападения НАТО на Югославию в 1999 году.
Проявляя осторожность в отношении идеи, что Россия однажды может стать членом западного военного альянса, г-н Робертсон сказал, что он в восторге от тона и сущности своих бесед с г-ном Путиным. "Эти дискуссии стали важной вехой в отношениях между НАТО и Россией, - заявил он. - Мы наметили ряд новых областей для сотрудничества НАТО с Россией".