Торонто, 4 октября 2001 года. Соединенные Штаты приветствуют Россию как союзника в войне с терроризмом. Россия может оказаться полезной в целом ряде аспектов - не в меньшей степени благодаря своей позиции в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) и своему влиянию на арабский мир и Иран. Однако Вашингтону следует по-прежнему проявлять осторожность; Москва использует террористические акты 11 сентября для достижения четырех своих стратегических целей:
- Россия требует свободы действий в борьбе с собственными "террористами" в Чечне. России хотелось бы, чтобы США и международные организации позволили ей, по существу, искоренить "терроризм" в Чечне. Это привело бы к еще большим злоупотреблениям в области прав человека. США и некоторые из их союзников уже начали менять тон своих высказываний по Чечне.
- Россия считает, что негодование мировой общественности в связи с нападениями 11 сентября представляет для нее хорошую возможность повлиять на мировое общественное мнение, убедив мир, что чеченцы не ведут "национально-освободительной борьбы", но в действительности просто террористы. Российский генерал армии Анатолий Куликов предложил не только поделиться (с Западом - прим. пер.) опытом России в вооруженной борьбе против чеченских "террористов", но также советским опытом в борьбе с "националистическим подпольем" в Западной Украине, западных районах Белоруссии и в Прибалтике после второй мировой войны. Многие американцы - этнические украинцы, белорусы и прибалты - помнят, что влечет за собой этот антитеррористический опыт: этнические чистки, зверства и массовое неуважение к правам человека на их бывшей родине. "Россия хочет, чтобы США признали территорию бывшего Советского Союза российской сферой влияния, особенно в Средней Азии, на Кавказе и в Украине. Важным элементом подтверждения своего влияния является попытка России помешать США и другим странам НАТО закрепиться в странах, которые испытывают недоверие к России, таким, как проамериканские и пронатовские Узбекистан, Азербайджан, Грузия и Украина, которые, вместе с Молдовой, объединены в региональную организацию.
- Россия хочет, чтобы три прибалтийские республики были исключены из списка кандидатов на прием в НАТО во втором раунде расширения альянса, который будет объявлен через год на встрече на высшем уровне стран - членов НАТО в Праге. В своей недавней речи о внешней политике США в Варшаве президент США Буш-младший (George W. Bush) объявил о не поддержке идеи продолжения процесса расширения НАТО. Он - в отличие от своего предшественника - в большей мере был готов игнорировать возражения России против членства в НАТО бывших советских республик. Россия надеется, что в обмен на сотрудничество в борьбе с терроризмом США согласятся уважать ее советскую "красную линию", за которую НАТО заходить не следует.
- Россия хочет использовать свой новый альянс с США для того, чтобы притормозить планы Вашингтона по созданию национальной системы противоракетной обороны (НПРО).
Хотя журналисты в Канаде и Великобритании указывают на то, что США якобы применяют двойной стандарт в борьбе с терроризмом, пока никто (или почти никто) не признает, что Россия также постоянно использует двойные стандарты. Как Усама бен Ладен (Osama bin Laden) первоначально получал помощь от Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, так и чеченский лидер Шамиль Басаев в 1992-1993 годах прошел специальную подготовку под руководством российской военной разведки. В начале 90-х годов Россия также тайно поддерживала сепаратистские движения в Молдове, Грузии и Азербайджане, а ее "миротворческие" силы еще с тех времен заморозили конфликты на этих территориях. Тогда все три вышеназванные страны обвиняли Москву в поддержке "террористических" движений, которые продолжают покушаться на их территориальную целостность. Как условие для разрешения этих конфликтов Москва давно уже требует превратить свои миротворческие силы в передовые военные базы, тем самым желая быть вознагражденной за свою поддержку сепаратизма (или терроризма), превратив эту поддержку в геополитические выигрыши.
Россия (а до нее СССР) никогда не исповедывала запрет на убийство государственных лидеров ради достижения своих геополитических целей. Грузины и узбеки по-прежнему испытывают глубокую подозрительность в отношении трех попыток физического устранения в 90-х годах грузинского лидера Эдуарда Шеварднадзе и узбекского лидера Ислама Каримова, считая их делом рук поддерживаемых Россией группировок. Россия постоянно отвергает требования Грузии выдать ей несостоявшихся убийц. После одного из покушений подозреваемые бежали из Грузии на российском военном самолете.
Трудно понять, как международная коалиция против терроризма может быть создана без участия России. Тем не менее, США и их западным союзникам не следует сдавать свои моральные позиции, соглашаясь на четыре стратегические цели России. Было бы в самом деле ироничным, если бы, выдвигая требования о том, чтобы военный ответ США не был направлен против гражданских лиц, мы согласились на предложенный российский опыт в борьбе с терроризмом. Россию осуждают все международные правозащитные организации, правительства США и других западных стран за ее неуважение к жизни гражданских лиц и грубые посягательства на права человека.
Те, кто сегодня требует от США проявить сдержанность в отношении Афганистана, в основном молчали, когда Россия разрушила чеченскую столицу Грозный. По сведениям российских правозащитных организаций, военные действия России в Чечне повлекли за собой потери свыше 80000 человек и способствовали тому, что небольшая горстка чеченских террористов превратилась в нацию борцов за свободу. Нам не нужно повторения российского опыта в нашей глубоко моральной борьбе с террористами в Афганистане. Давайте, следовательно, будем осмотрительными при выборе своих союзников и станем очень отчетливо понимать, как Россия хотела бы использовать террористические проявления в США для достижения своих узких стратегических целей, которые не соответствуют американским интересам.