Исключительно поучительная картина. Она не только дает ясно понять, что в ходе этой начавшейся войны вскоре могут быть отброшены все до сих пор существовавшие, в определенной мере предсказуемые конструкции, переплетения интересов и союзы. Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) говорит об "изменениях исторического масштаба, напоминающих землетрясение", о том, что "до сих пор казалось немыслимым".
Картина хитроумно ускоряющихся бильярдных шаров одновременно отражает трудности отдельно взятых игроков мировой политики, вынужденных определять свою роль с учетом постоянно меняющихся условий с неизвестными последствиями.
Большинство государств и целые группы стран реагируют на это с осторожной открытостью для новых веяний. Это касается (за исключением верных США британцев) не только собранных в Европейском союзе стран Старого Света (чья единая внешняя политика еще переживает детский возраст), но и арабские государства, Китай.
Прежде всего, это касается России. Для огромной империи (и ее партнеров по СНГ) на кону стоит многое. По двум причинам. Если мировому сообществу не удастся одержать победу над исламским террором, дело кончится дальнейшей эскалацией и дестабилизацией в кризисных районах Кавказа и Средней Азии. И это в первую очередь коснулось бы России, как ближайшего соседа.
Во-вторых, нынешний кризис открывает Путину, гэбэшное прошлое которого и его стремление использовать старые кадры, как и прежде, кажется на Западе подозрительными, уникальную возможность с самого начала показать себя другом США и Европы, чем открыть на будущее финансовые рынки для получения столь необходимых России инвестиций. России нужен рынок сбыта для своих энергоносителей, она хочет стать членом Всемирной торговой организации.
В том, что определяет позицию российского президента, больше здорового властного инстинкта и прагматизма, чем политики и идеологии. Не в последнюю очередь, он может руководствоваться уроками войны НАТО в Косово, которой Москва сначала никак не хотела допускать. Еще при Путине в качестве премьер-министра на месяцы была заморожена деятельность Совета НАТО-Россия. Однако России это не пошло на пользу.
Исходя из этого, становятся понятными последние авансы, которые раздавал российский президент Владимир Путин во время своего визита в Берлин. Европейцам он обещал открытость и тесное экономическое сотрудничество. Еще за неделю до этого в Совете Европы в Страсбурге было признано, что война в Чечне нуждается для своего разрешения также в "политическом компоненте". А Путин подает сигнал, что Москва могла бы пережить при определенных условиях расширение НАТО в связи с приемом в нее трех балтийских (бывших советских) республик. Являются ли его предложения искренними или служат лишь цели тесно сойтись с европейцами, чтобы одновременно вбить клин в их трансатлантический союз с США, покажет время.
Однако многое, если не все, и без того будет зависеть от результата реализации комплекса военных мер, направленных против терроризма. У европейцев, что касается НАТО и будущей единой политики безопасности, будут иные заботы, отличные от забот России. Поскольку, силы США, в конечном счете, ограничены, и в большей степени могут концентрироваться на Азии, европейцы должны, как следует, заняться своим вооружением и перевооружением, о чем уже существует договоренность, но пока нет конкретных результатов.