Салман Рушди (Salman Rushdie) уверяет, что "больше никогда" в сюжетной ткани его романов не будут задействованы самолеты. И все же, бог знает почему, в воображаемых небесах его романов появляются летательные аппараты всевозможных видов. Они перевозят персонажей, - как, например, рок-звезд, героев его романа "Земля под его ногами", - по всему миру. И действительно, иногда у него происходят взрывы и массовая гибель пассажиров самолетов, как, например, в начале его знаменитых "Сатанинских стихов". "Самолет - это очень важный для меня символ, - объясняет Рушди, - наличие летательных аппаратов сделало возможной мою жизнь. Без них не было бы возможности для ребенка, родившегося в Бомбее, поехать учиться в Англию, а потом жить - в Америку". А затем было 11 сентября. В тот день Салман Рушди смотрел прямую трансляцию новостей. Он был в Хьюстоне. И, как все, он видел, как на глазах обрушился Всемирный торговый центр. "Я не мог представить себе того момента, когда башни перестанут существовать". Нью-Йорк, то место в мире, где он чувствовал себя "самым счастливым человеком на земле, более счастливым, чем в любом ином месте", теперь повержен. И облик Манхеттена, на который ему раньше достаточно было лишь бросить взгляд, чтобы "почувствовать себя оптимистом", изменился навсегда. "Я устал наблюдать, как сбываются пророчества моих книг" - говорит писатель с горькой улыбкой. И это касается не только "Сатанинских стихов". Потому что и "Фурия", его последнее произведение, оказывается наполненным пророчествами, если перечесть его в свете сентябрьских событий. Действия романа разворачиваются в Нью-Йорке, и все начинается с констатации упадка американской цивилизации, с конца света.
"С этой книгой случилось нечто очень странное, - говорит Салман Рушди, - В то время, когда я был целиком поглощен проектом совсем другого романа, мне вдруг пришли в голову эти мысли. Таким образом, этот роман появился, как бы посередине другого, и я чувствовал настоятельнейшую необходимость его записать. Ощущение было такое, что мне нужно очень срочно собрать все последние размышления по поводу золотого века, а также по поводу начала его разрушения. И я сказал себе: если мне это удастся, будущие читатели смогут узнать, какова была эта эпоха, когда она останется в прошлом. Ведь я не ожидал, естественно, что этот мир исчезнет так внезапно".
Обычно Рушди работает очень быстро, и это произведение он закончил в считанные месяцы. "Америка оскорбляет весь остальной мир" - думает герой романа, профоссор Соланка (Solanka), интеллектуал, которого очень интересует город, где "повсюду шуршат доллары". "Я был не единственный, кто понимал, что так не может продолжаться вечно - это бесконечное благосостояние и довольство, эта безграничная гордость, - объясняет автор, - И, кроме того, я могу объективно оценить силу ненависти, которую вызывает Америка во всем мире".
Годами он указывал правительствам на опасность терроризма, но к нему никто не прислушивался всерьез. "Они думали, что я говорю так, потому что непосредственно вовлечен в эту ситуацию. И вот, теперь весь мир вовлечен". Несмотря на свою критику экономического империализма Соединенных Штатов, Салман Рушди, тем не менее, считает, что в данном случае нельзя ошибиться в определении врага. И в сегодняшних условиях, - говорит писатель, - необходимо понять, на чьей ты стороне. "А если необходимо выбрать, я выбираю Манхеттен".